— 387 —
ны и распущены и съ ними соха. Цѣль этого сборища
опахать
деревню
кругомъ и тѣмъ оградить ее отъ общаго бѣдствія. Шествіе открывается
слѣдующимъ образомъ: впереди одна изъ дѣвокъ несетъ небольшую икону,
съ прилѣпленной къ ней восковой свѣчкой; за нею другая впрягается въ
оглобли и тащитъ соху, при чемъ прочія, подхватя эту соху съ боковъ,
помогаютъ тащить ее; возлѣ сохи, съ противоположной деревнѣ стороны,
идетъ третья дѣвка вооруженная кнутомъ и, безпрестанно стягая по воз
духу, отгоняетъ нечистаго, противъ котораго и всѣ участвующіе воору
жены, кто кочергой или ухватомъ, кто хворостиной пли кнутомъ. Всѣ въ
полголоса, на распѣвъ, читаютъ разныя молитвы, а проходя близь жилья
молятся шопотомъ, что бы не быть открытыми; случайный свидѣтель
этого обряда или любопытный долженъ быть весьма остороженъ: если
его замѣтятъ, то изобьютъ не на животъ, а на смерть. При встрѣчѣ пре
пятствія, преграждающаго путь: канавы, прясла и пр., всѣ начинаютъ ко
лотить по немъ своимъ орудіемъ и въ изступленіи начинаютъ кричать-.
что это заурядд, чтобъ кровью смерти не унять;
потомъ преграду
уничтожаютъ и идутъ далѣе. Случаи, вызывающіе этотъ полуязыческій
обычай, довольно рѣдки, но предупредить ихъ почти невозможно, потому что
затѣвающіе опахиваніе деревни, отъ страшнаго посѣщенія падежа пли
смерти, хранятъ затѣю свою въ глубокой тайнѣ.
Впрочемъ, должно сказать, что, какъ колдуны, такъ и прочіе суевѣр
ные обряды болѣе въ ходу между женщинами; мужики мало придаютъ зна
ченія всѣмъ этимъ бреднямъ и часто смѣются надъ простотою бабъ, ко
торыя позволяютъ знахарямъ морочить себя самымъ глупымъ образомъ.
Всѣ эти грубыя понятія и вѣрованія, проистекающія чисто отъ невѣ
жества, съ улучшеніемъ образованія, нравственности и самаго быта кресть
янъ, при благодѣтельномъ содѣйствіи религіи, видимо тѣряютъ свою силу
и уничтожатся, современемъ, совершенно; но существуютъ еще между
народомъ другаго рода обычаи и обряды: это различныя религіозныя вѣ
рованія, примѣты, пословицы, пѣсни и пр., которые, какъ благословенное
наслѣдіе предковъ, иезабываются и оторго исполняются во многихъ мѣстахъ
губерніи. Укажемъ на нѣкоторые изъ нихъ, заимствовавъ разсказъ объ ннхъ
изъ превосходной статьи В. В. Селиванова (1).
Въ четвергъ на Страстной у нѣкоторыхъ крестьянъ въ обычаѣ ходить
купаться въ проруби, чтобъ быть здоровымъ на цѣлый годъ. Въ этотъ же
день сѣютъ капустную разсаду, чтобы мошка не истребила, и жгутъ соль
для соленья ветчины, чтобы въ ней не заводился червь; въ ночь йодъ Свѣт
лое Христово Воскресенье никто не спитъ въ деревняхъ; тѣ, которые не въ
(’) Годъ русскаго земледѣльца. Уѣздъ Зарайскій. См. Русскую Бесѣду 1656 г.
#