jr;
А кудри не разовьются; и пр.
Не ломайся, да все подай; и пр.
Не тряси, да все поднеси;
Не пора ли сударь игрицъ дарить? и пр.
Не рублемъ, не полтиною, и проч.
Золотою гривною, и пр.
Вечеръ подъ Новый годъ исключительно посвящается гаданьямъ, въ
слѣдующемъ родѣ: когда бьютъ къ празднику свинью, то хвостикъ отъ
нее прячутъ, и въ святочный вечеръ рѣжутъ поперегъ, кружечками, на
нѣсколько частей. Каждый, участвующій въ гаданьи, получаетъ часть
хвоста, вдѣваетъ ее на тычину и, занявъ мѣсто въ общемъ кругу, втыка
етъ предъ собой въ полъ. Послѣ этихъ приготовленій въ избу впускает
ся собака н.,у кого перваго схватитъ кружечикъ хвостика, та особа непре
мѣнно или женится, или выйдетъ за мужъ. Подслушиваютъ разговоры подъ
окномъ: если послышится въ разговорѣ—рубаха, то жди смерти; если хо
мутъ, то лошадь недобрые люди сведутъ со двора и тому подобныя. Хо
ронятъ золото, но не по рукамъ, какъ это водится въ купеческихъ домахъ,
а ставятъ на столъ четыре блюда, въ одно кладутъ уголь, въ другое ку
сокъ глины отъ печки, въ третье щетку и въ четвертое кольцо. Потомъ
подъ пѣсню;
Ужъ я золото хороню,
Чисто серебро прокачу,
Я у батюшки во дому и проч.
гадающая дѣвушка вынимаетъ на удачу изъ блюда судьбу свою: если
вынется уголь, то ей предстоитъ дурная участь; если кусокъ глины, то
смерть; ежели щетка, то мужъ будетъ старый; а если кольцо, то будетъ
жить въ радости и мужъ будетъ молодой.
6-го января, въ день Богоявленія Г осподня, очень часто случается, что
кто нибудь, по окончаніи обряда погруженія креста, раздѣвшись донага,
бросается въ Іорданъ и, окунувшись разъ, стремглавъ бѣжитъ въ избу,
прямо на печь. Каждый съ Іордана возвращается домой съ кувшиномъ
освященной воды. Богоявленскою воду сохраняютъ, употребляя отъ паду
чихъ и другихъ болѣзней; ее же выставляютъ въ полѣ, завидя приближе
ніе градовыхъ тучь. Маоляница празднуется, какъ и въ другихъ мѣстахъ
Россіи; каждый предается совершенной праздности или гульбѣ, а пресы
щеніе, особенно въ послѣдніе дни, доходитъ до крайней степени. Въ по
слѣдніе дни масляной, послѣ завтрака и обѣда, на которыхъ, какъ и вез
дѣ, главную роль играютъ блины, бабы и дѣвки, разрядившись въ лучшіе
наряды, цѣлыми кучами садятся въ пошавни запряженныя тройками и ка-
i
— 392 —