— 390 —
потонетъ, будетъ живъ. Этотъ самый обычай повторяется и въ Троицынъ
день, разница существуетъ только въ названіи: въ семикъ завиваютъ
вѣнки, а въ Троицынъ день развиваютъ. Въ Духовъ день многія деревни
имѣютъ обычай обходить поля съ образами; образа подымаютъ въ поля
и тогда, когда долгое время стоитъ ведро, вслѣдствіи чего земля про
сыхаетъ и останавливается ростъ хлѣба. По большей части день для под
нятія образовъ избирается праздничный; отслушавъ утреню, берутъ обра
за, и въ особенности образъ Ильи Пророка, и, предшествуемые священ
никомъ, при пѣніи причта, идутъ въ деревню; возлѣ часовни служатъ мо
лебенъ о дождѣ съ колѣнопреклоненіемъ и водоосвященіемъ; потомъ обхо
дятъ кругомъ дачи, по генеральнымъ рубежамъ, при чемъ священникъ
кропитъ поля святою водою. Священнику платится міромъ, для чего соби
рается по нѣскольку копѣекъ съ души.
Въ праздникъ Вознесенья пекутъ лѣсницы. Это ничто иное, какъ про
долговатыя лепешки изъ тѣста, въ видѣ лѣсенки; съ ними мужики, бабы
п дѣвки идутъ въ своп поля, гдѣ каждый, помолясь на всѣ четыре сто
роны, бросаетъ лѣсенку вверхъ, приговаривая: чтобъ рожь моя выросла
также высоко;» послѣ чего лѣсенки съѣдаютъ.
1-го августа, въ праздникъ перваго Спаса (или Спаса медоваго),
бываетъ крестный ходъ и, гдѣ освящается вода, пригоняютъ па бли
жайшій лугъ лошадей со всего прихода; по окончаніи молебна и освя
щенія воды священникъ, проходя по рядамъ лошадей, кропитъ ихъ св
водою; въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ есть рѣка, лошадей прогоняютъ вплавь
чрезъ ея освященныя воды. Въ этотъ день пчеловоды приносятъ въ церкви,
для освященія, первые соты; поэтому-то и день этотъ называется обы
кновенно въ народѣ Спасомъ медовымъ.
Праздникъ Преображенія Господня (6 августа) называется вторымъ
Спасомъ. Въ этотъ день всѣ садоводы выносятъ, для освященія, яблоки въ
церковь; / о этого же дня ѣсть яблоки считается грѣхомъ. Праздникъ Прео-
цраженья въ народѣ слыветъ подъ именемъ Спаса яблочнаго. 29 авгу
ста, въ день усѣкновенія главы Іоанна Предтечи, не ѣдятъ ничего шаро
образнаго, имѣющаго подобіе головы, ни картофеля, ни яблокъ.
1-е ноября, день Козьмы и Даміана, весьма чтимъ народомъ, особен
но женщинами. Крестьянскія дѣвушки день этотъ считаютъ исключительно
своимъ праздникомъ; также, какъ бабы воскресенье въ день Женъ-Міро-
носицъ. Точно также дѣлаютъ они складчину и, на собранныя деньги,
угощаютъ приходящихъ въ гости молодыхъ бабъ и другихъ гостей. Въ
каждомъ дворѣ убиваютъ въ этотъ день непремѣнно на обѣдъ пѣтуха и
курицу; поводъ къ этому заслуживаетъ вниманія. Еще весной, когда куры