С0Л0ТЧИНСК1Й МОНАСТЫРЬ.
27
сельскаго и прикащика, повидимому, не были строго разграничены;
поэтому въ отпискахъ монастырю иногда одинъ нрнкащикъ сообщаетъ
о томъ, о чемъ въ другихъ (большинстве) случаяхъ отписываетъ по-
сельсый отъ своего лида и вместе отъ лица прикащика съ цело
вальниками. Этихъ иослгЬдш
1
хъ мы встр’Ьчаемъ обыкновенно по
H i -
скольку въ гЬхъ селахъ, где были посельсме, въ Чешуеве же только
одного 101). Кроме техъ целовальниковъ, что были въ монастыре (му-
ченный, чашенный), кроме техъ что выбирались самими крестьянами
отъ себя (мерные, губной), на монастырскихъ дворахъ въ вотчинахъ
проживали дворовый, пашенный и на мельничномъ дворе—мельничный
целовальники, назначаемые и увольняемые братскимъ советомъ. По
сравнешю съ посельскими и прнкащиками они стояли ниже, поэтому
целовальники дворовый и пашенный (думаю, что они разумеются) въ
отпискахъ къ монастырю упоминаются после посельскаго и прикащи
ка: „Государю отцу архимандриту N еже о Христе съ браыею дому
Ир. Богородицы вотчины села N твоея, государь, отечесшя паствы
иосельской старецъ N да нрнкащикъ N и целовальники (большею
частш безъ обозначешя именъ), прося твоего отеческаго благослове-
шя, челомъ бьютъ“—вотъ какъ обыкновенно начинаются отписки о
coopi оброковъ и разныхъ хозяйственныхъ продуктовъ на монастырь.
Впрочемъ они имели не малое значеше на монастырскомъ дворе; не
даромъ въ отпискахъ и памятяхъ они называются иногда „товарища
ми посельскаго * 108109 10). Самыя назвашя целовальниковъ показываютъ, что
они ведали отдельный отрасли монастырскаго хозяйства: мельничный
только и зналъ свою мельницу и по части ея хозяйства отписывался
въ монастырь; посельсшй старецъ нередко вмешивался въ кругъ его
Де.чъ и тогда целовальникъ не противился,—давалъ ему вынимать
деньги изъ мелышчнаго ящика и т. п. 10°. Очевидно,-онъ былъ ниже
посельскаго. Дворовымъ и пашепнымъ целовальиикамъ было, повидимо
му, больше работы, чемъ мельничному: присмотръ за монастырской
землей и крестьянскими дворами, отдача первой и счетъ вторыхъ,
присмотръ за крестьянами въ пахоте монастырской земли, на гумне
въ кладке и молотьбе монастырскаго хлеба, его нрьемъ и запись и
нр.—вотъ ихъ дела; изъ одного села ихъ иногда посылали для ана-
логичныхъ Де.лъ въ другое'10. Не даромъ одинъ целовальникъ с. Ново-
I(’7) №Ns 29, 569, 570 отд. Б.
108) Наир.
Ш
183, 285, 290, 296 отд. А.
109) Наир. Л» 17 отд. Б.
110) № 530 отд. Б.