С0Д0ТЧИНСК1Й МОНАСТЫРЬ.
29
зяйства, по приказами патр1аршимъ и частными лицаыъ. Чрезъ „Вз-
доковъ", „бВгауль1* (или „бегуль"), „п'Вшихъ" и др. слугъ они нахо
дились въ частыхъ сношешяхъ съ монастыремъ. Монастырсшя вла
сти съ ночтешемъ относились къ своему московскому стряпчему, какъ
такому, который могъ сделать очень многое въ интересахъ монасты
ря. „Благодетелю моему Тарасу Исаевичу. Да подастъ тебе Господь
Богъ здрав
1
е и долгоденств
1
е и свыше всякое благословенство отъ
Бога Отца и Господа I. Христа и есть и будетъ всегда... А будетъ
тебе возможно поработать о монастырскихъ нашихъ дфлахъ, и ты
пожалуй потруждайся... Носемъ здравствуй въ некончаемые веки,
аминь" 118)—вотъ въ какомъ тоне писали письма Солотчинсые архи
мандриты своему стряпчему въ Москву. Правительственныя учрежде
н а , съ которыми были у него монастырская дела, смотрели на него
какъ на ответственнаго иовереннаго отъ монастыря: поэтому въ духе
тогдашняго времени съ него правежомъ взыскивали деньги, не допла
ченным монастыремъ. Въ одномъ письме къ архимандриту и братш
московски! стряпчш Т. Желябовсшй отписывалъ такъ: „ведомо тебе,
государь, буди: въ нынешнемъ во 198 (1690) году въ октябре меся
це спрашивали на мне въ Ямскомъ приказе ямскихъ и полоненич-
ныхъ денегъ на нынешней на 198 годъ безсрочно съ крестьянскихъ
и бобыльскихъ й съ служнихъ дворовъ и въ техъ деньгахъ держали
меня въ приказе многое время въ железахъ и хотели ставить на пра-
вежъ, и я, надеясь на твою государь милость и не хотя себе увечья
и безчестья принять, заняли денегъ у N и въ платеже техъ ямскихъ
денегъ въ 55 рублехъ заложили съ себя и зъ женишки своей платьиш ко, что ни было, до того сроку декабря 1 числа и на тотъ закладъ
далъ я памяти, буде я не выкуплю на тотъ Сроки, и темъ моимъ за-
кладомъ вольно ему владеть и продать и заложить...1*И9) Вотъ какъ
приходилось, иногда терпеть стряпчему за невнимательность и неак
куратность монастырскихъ властей, носельскихъ и прикащиковъ!
Хозяйствуя въ вотчине, монастырь и назначаемыя имъ должност-
ныя лица имели дело какъ съ вещественными предметами хозяйства,
такъ и съ живой силой—монастырскими слугами и крестьянами. Слуги
непосредственно подчинялись имъ, а крестьяне составляли изъ себя
особую, съ некоторой долей самостоятельности, общину, которая вы
ставляла своихъ посрёдниковъ, защищающихъ ея интересы и устроя-
ющихъ ея хозяйство. Это десятники, пятидесятники, сотсПе, оклад-
ns) №
1
отд. В; с'|>. •№
2
отд. В.
ff®)
N
1
39 отд. В.