Мичурин И. В. Избранные труды - page 22

16
А . Н. Бахарев
стороны тетки, Татьяны Ивановны Мичуриной, женщины даровитой,
горячо любившей сироту-племянника.
Ряд поколений Мичурина были страстными садоводами. «В силу
ли наследственной передачи мне от деда, —рассказывает Иван Владимирович в автобиографии, написанной в 1914 году, — положившего
много личных трудов при разведении большого сада в своем родовом имении в Рязанской губернии, или, быть может, еще от прадеда, тоже известного садовода, жившего в Калужской губернии,
где и до сих пор существует несколько груш под названием сми-
чуринских», а возможно, что личный пример занятий отца, тоже
много работавшего по разведению своего сада,—сильно повлияли
на меня еще в самом раннем детстве. Только я, как помню себя,
всегда и всецело был поглощен только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было
такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных
деталей жизни; они, как будто, все прошли мимо меня и почти не
оставили следов в памяти».
После смерти жены Владимир Иванович (отец Мичурина) целиком отдался садоводству, цветоводству, пчеловодству и обучению
грамоте крестьянских детей. На одной из самых больших полян он
заложил сад, питомник й цветник, куда при помощи прививки перенес лучшие сорта плодовых деревьев из старого родительского
сада. В этом-то саду и проходили у будущего великого естествоиспытателя весь досуг и все каникулярное время школьных лет. Здесь
он копал, сеял, сажал, поливал, прививал и обрезал растения.
Сад с его живыми, вечно развивающимися, цветущими и приносящими плоды и семена растениями еще в самую раннюю пору детства завладел пылким воображением мальчика. Пакетики, мешочки
и берестяные лукошки с семенами, лопаты, грабли, мотыга, лейка
возле свежей грядки, улей с гудящей пчелой, клумба с готовыми
распуститься бутонами —именно они, эти атрибуты сада, заменяли
ему самые резвые игры и развлечения детства.
Это развивало мышление, порождало свои детские идеи, вызывало стремление к их осуществлению. Учась дома, а затем в трой ском уездном училище, Мичурин, как только приходил досуг, с рвением возвращался к своим излюбленным грядкам и клумбам.
Пронское уездное училище находилось на высоком берегу реки
Прони. И весною, когда древнее Половецкое поле покрывалось бархатом трав и первых весенних цветов, воспитанник Мичурин уходил
в перемену к загородным холмам и редко возвращался в класс. Сухой, педантичный смотритель училища Иван Васильевич Рубцов был
беспощаден к такого рода вольностям, но способнейшему и прилежнейшему воспитаннику подобные увлечения природой благополучно
сходили с рук.
С наступлением летних вакаций, когда воспитанники училища,
возвратясь в поместья и побросав учебники, отдавались играм и вольному ратгулу юности, Мичурин весь отдавался занятиям с растениями. Он либо работал с отцом в саду либо уходил в соседнюю
деревню Биркиновку к хорошо образованной, умной и энергичной
тетке Татьяне Ивановне.
. fМаленькое поместье Татьяны Ивановны в Биркиновке явилось
для школьника Мичурина другой школой —школой осмысленного
1...,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,...398
Powered by FlippingBook