командирской каюте, и тут же второй снаряд проло
мил борт у самой ватер-линии на 68 шпангоуте. Внутрь
крейсера начали захлестывать волны. Туда с группой
матросов бросились старший офицер Зуров и трюмный
механик Деркаченко. По их указанию пробоины заби
вались койками, деревом и мешками с углем. Одно
временно два матроса, вися на концах, работали под
градом осколков с наружной стороны борта. Когда
с этим делом справились, доступ воды внутрь крей
сера уменьшился. Но «Светлана» продолжала испыты
вать новые несчастья. Снаряд, разметав колосниковую
защиту, пробил паровую трубу и вывел из строя
левую машину. Пришлось разобщить ее от правой
машины. Ход крейсера еще убавился.
Снаряды были на исходе. С мостика было получено
распоряжение — стрелять реже, но лучше целиться.
Противник сближался. Попадания в «Светлану» участи
лись. Дырявился корпус, калечились люди. Кроме того,
против «Светланы», как бы на время объединившись,
действовали еще две стихии — огонь и вода. Но ма
тросы, защищая свой корабль, пока отважно справля
лись с водяными и пожарными тревогами.
Командир Шеин понуро смотрел на весь этот кро
мешный ад, ожидая развязки. Он командовал кораблем
из рубки, но его массивная фигура часто появлялась
и на мостике. Увидав Зурова, он сказал:
— Алексей Бсандрыіч, пока мы живы, распорядитесь
насчет секретных документов. С грузом их за борт.
Легче нам будет умирать.
Старший офицер побежал выполнять поручение
командира.
В это время что-то случилось с механизмом судовой
36