СТОИТ НА ПЛОЩАДИ ОБЕЛИСК 11
В наши дни распространена легковесная спекуляция по поводу того, что за отступающей армией остава
лись незахороненными тела погибших. При этом неизменно ссылаются на известное изречение Суворова, что
войну нельзя считать оконченной, если не предан земле последний сраженный на поле битвы солдат. Нужно
совсем не представлять себе смертоносную мощь современной войны, не идущей ни в какое сравнение с суво
ровскими временами, а также нравы захватнической армии, чтобы пускаться в подобные досужие размыш
ления. На человеческие тела в считанные секунды сбрасываются сотни стальных начиненных тоннами троти
ла авиационных бомб; землю, в которую залег солдат, вздымают тысячи артиллерийских снарядов; про
странство, наполненное густым дымом и едким пироксилиновым духом, плотнее, чем пчелиныйрой, пронизы
вают стальные пули и осколки. Потом, подминая под гусеницы отступающую пехоту, расстреливая ее, идут
в атаку танки... И вот поле боя и все, что на нем, остается за противником. Хорошо еще, если чужеземцы, как
они сделали в Пятницком, сгонят жителей сел в окрестности, чтобы стащитъ мертвые тела и все, что
осталось от них, в воронки, канавы, рвы, овраги... За многие месяцы и даже годы оккупации никем и ничем не
отмеченные места захоронений затягиваются, прорастают травой, лесной молодью! И остается неизвест
ный солдат на долгие годы, если не навсегда
...там, где корни слепые
Ищут корма во тьме,
Там, где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Где травинку к травинке
Речка травы прядет.
Там, куда на поминки
Даже матъ не придет.
На обелиске в Пятницком многие десятки имен воинов, что пали в бою за это село. Можно представить,
какая колоссальная работа проделана здесь, наместе сражения, чтобы отнятъу небытия хоть еще одно имя,
чтобы вызволить из безвестности хотъ еще одного героя. Естественно, работу эту и поныне нельзя считать
завершенной.
А как же на родине погибших моих земляков-шиловцев? Что здесь было сделано к тому времени для
увековечивания их памяти?
Вскоре после той поездки на Украину я попал в приокское село Тырново, где родился и вырос Николай
Апарин. Погибшим в войну односельчанам здесь еще несколько лет назад был сооружен памятник - и к чести
местных властей - не безымянный, какие до сих пор во множестве стоят по нашим селам. На этом памят
нике - в Тырнове чуть ли не полсела Апарины - значатся двое воинов с такой же фамилией, с такими же
инициалами. У меня же было желание найти кого-нибудь из родных моего товарища, сообщитъ, где его
могила. Оказалось, все это не так просто: кого бы я ни спрашивал, никто не знает того Николая Ивановича,
родственников которого я разыскивал. «Ну, ладно, - успокаивал я себя, - в большом селе люди старшего
возраста могли не помнить мальчишку: он еще как следует не успел взрослым побыть». Сталрасспрашивать
тех, кто года на два-три моложе Николая. Эти-то должны помнитъ! Не тут-то было! В душе нарастала
обида, рождались горестные размышления: как же это могло так случиться, что о погибших воинах, кото
рым завещана вечная слава, так мало знают на селе еще при жизни нашего поколения?!
Лишь чистая случайность помогла мне в этом поиске. Меня, как водится, ждали другие неотложные дела,
и я уже при выезде из села, безо всякой надежды, а больше для успокоения совести, обратился к группе
молодых женщин, возвращавшихся на работу после обеда. И вдруг одну из них осенило:
- Погодите, погодите! Николай Иванович Апарин? У нашей Анны Григорьевны, кажется, тоже сын на
войне погиб. Она сейчас придет...
Вскоре Анна Григорьевна пришла. Это была мать Николая...
Почему мы иногда так беспечно равнодушны к своему прошлому, к своим корням, к деянию наших отцов,
дедов и прадедов? Ведъ прошлое —одно из важнейших обстоятельств современной жизни: оно может
укреплять, но может иразрушать нынешний нравственный порядок. А заодно и, разумеется, вещественный
мир тоже. В наше время мы в этом, к огорчению, убеждаемся на каждом шагу.