войны, а именно 14/27 мая 1905 года. Оно также при
надлежит к величайшим мировым событиям. Но об этом
будет речь впереди, а пока я расскажу, на основании
какого материала построено это произведение и почему
возникло оно, спустя двадцать пять лет после сра
жения.
В этом бою, исключительном по своей драматической
насыщенности, я сам принимал участие, находясь в ка'че-
стве матроса на броненосце «Орел». Неприятельские сна
ряды пощадили меня!, и я цопал в плен. Несколько дней
мы пробыли в бараках одного японского порта, а потом
нас перевезли на южный остров Киу-Сиу, в город Кума-
мота. Здесь в лагерь, расположенный на окраине города,
мы были водворены на долгое время до возвращения
в Россию.
Я хорошо понимал всю важность события, происшед
шего при Цусиме, немедленно принялся заноситъ свои
личные впечатления о своем корабле на бумагу. Потом
начал собирать материал о всей нашей эскадре. Но
одному человеку справиться с такой огромной задачей
было немыслимо. Я организовал вокруг себя человек
пятнадцать наиболее развитых матросов, 'близких своих
товарищей. Они
с
увлечением начали помогать мне.
Большим удобством для нас являлось то, что
ві
этом
лагере были сосредоточены команды почти со всех судов,
принимавших участие в Цусимском бою. Приступая к
описанию какого-нибудь корабля, мы прежде всего инте
ресовались, как была организована служба на нем, ка
кие взаимоотношения сложились между офицерами и
нижними чинами, а потом уже собирали сведения о роли
этого корабля в бою. Уже тогда многие боевые суда
настолько были сложны и громадны, что люди одного
отделения не всегда могли знать, что творится в другом.
Поэтому нам пришлось, задавая участникам боя вопросы,
расследовать каждую часть корабля отдельно. Что, на
пример, происходило, начиная с утра 14 мая и до окон
чательной развязки, в боевой рубке, в башне такой-то,
в каземате таком-то. в батарейной палубе, в минном
4