при усиленном питании отчасти поправляются, но некоторые
из них навсегда удерживают в себе полученную вредную на
клонность, исправить которую нет возможности даже и влия
нием ментора».1
Мичурин особенно старался развеять мендельянские
мифы потому, что они засоряли головы молодых, начинающих
работников и могли повести их по ложному пути. Кадры род
ной страны — это золотой фонд, который надо уберечь от
ложных идей, влекущих на неправильный путь в науке. Пол
ный забот о молодых, начинающих работать русских деятелях
плодоводства, Мичурин писал: « ... Опыты Менделя с гибри
дизацией исключительно только одного гороха, представляют
из себя лишь записки какого-то давно уже умершего католи
ческого монаха, выкопанные из архива монастыря и пущен
ные недавно в свет австрийским профессором Чермаком и дру
гими заграничными учеными деятелями. С весны 1913 года
в Австрии открыта опытная станция под названием «Mende-
leum», в которой изучаются законы Менделя. Результаты этого
изучения выяснятся лишь в будущем, но сомнительно — бу
дут ли сообщения о них правдивы. Согласно моим наблюде
ниям, я нахожу выводы Менделя неприменимыми в деле гиб
ридизации плодовых деревьев и ягодных кустарников...
В последнее время наши неофиты дела гибридизации
как-то особенно назойливо стараются нам навязать этот горо
ховый закон — создание австрийского монаха —и что всего
обиднее, это то, что они не унимаются в этом и после полного
осуждения этого закона нашим достойным уважения и без
условно вполне компетентным по личному опыту в деле гиб
ридизации профессором М. В. Рытовым. . . Он прямо назвал
менделизм «жалким и убогим созданием». Неужели, господа,
этого недостаточно для вас, и вы все-таки будете продолжать
пестаться с этим гороховым законом и при этом ни во что
ставить слова такого русского авторитета, как г. Рытов?.. Ко
нечно, такие выступления наших поклонников всякой загра
ничной глупости для г. Рытова никакого значения иметь не
могут, не введут они в обман и других людей личного опыта,
но какой колоссальный вред наносится подобными отноше
ниями русским деятелям, только начинающим дело, моло
дым садоводам, людям еще неопытным, не могущим еще ра-.
зобраться в оценке трудов различных авторов в силу совер
шенного незнания их».1 2
Мичурин не уставал разоблачать ложность позиций мен-
дельянства. Не ограничиваясь попутными высказываниями по
этому вопросу, он пишет в 1915 году специальную статью—•
1 И. В. Мичурин. (Соч., т. III, стр. 255—256.
2 Там же, т. I, стр. 235—236.
94