вых сортов, какие давала случайно нам судьба. Причем
много труда пропадало даром, и из числа выращенных сеян
цев гибридов чуть не 95% приходилось уничтожать по тем или
другим недостаткам в их качествах».1
Мендельянцы возводили игру случая в основной закон
природы, а игру в счастье — в основной принцип науки. Мичу
рин открыл действительные законы жизни, разработал ме
тоды управления жизнью растений и, доказывая всю абсурд
ность мендельянской ставки на случайную удачу, раскрывал
огромные перспективы дальнейших завоеваний «желаіемой
власти над ходом дела».
*
**
Среди документов, вышедших из-под пера Мичурина,
есть один, имеющий совершенно особое историческое значе
ние. Это — написанный по запросу Владимира Ильича Ленина
отчет Мичурина о своих достижениях и методах.
Ответом на этот запрос и был составленный Мичуриным
доклад «Заведующему Тамбовским губернским земельным
отделом», на рукописном экземпляре которого Мичурин по
метил: «Копия этого доклада послана Тамбовским губземотде-
лом в конце ноября 1922 года в Москву, в Совет Народных
Комиссаров тов. Ленину при докладе своем».
Можно представить себе, с какой тщательностью соста
влял и шлифовал Мичурин свой доклад. Ведь этот доклад
шел к гению всех времен, шел к Ленину. И в этом доклада,
описывая свои теоретические установки, методы, методику и
практические достижения, Мичурин не преминул указать, что
«из приведенных мною выводов, многократно проверенных
на практическом деле, вы увидите всю ошибочность менделев-
ских законов, с которыми так пестуются всё ученые послед
него времени Ъе только в Р оссии, но иПовсюду за границей.
Дело в том,
что
rcp
опыты этого австрийского монаха с двумя
сортами гороха, опыты других лиц с крапивой, мышами, мор
скими свинками и тому подобное производились всегда лишь
в одном месте, при одних и тех же условиях влияния среды,
а не проверялись сменой сортов растений, животных и местно
стей». 1 2
Подытоживая и кратко резюмируя свои достижения,
оценивая в их свете установки мендельянцев, Мичурин глу
боко верил, что увлечение мендельянством
это преходящий
момент в истории, что дальнейшее развитие естествознания
в течение столетий и тысячелетий пойдет по путям объектив
ного познания природы. Однако Мичурин тяжело переживал
трагедию биологической науки, которую метафизики увлекали
1 И. В. Мичурин. Соч., т. I, стр. 501.
2 Там ж е, стр. 595.
89