Page 112 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 112
Тайно от своих сообщников опустил Чуркин в лесное озеро Протасьево бочку с золотом,
привязанную к колу на цепи. Никто не знает места, где спрятано золото. Говорят,
единственной приметой была струящаяся вокруг цепи вода. Долго сохранялась в народе
эта легенда, подогреваемая мечтой о золоте, как единственном источнике обогащения...
Трудно сказать, почему это место назвали «Чёрным Яром». Может, потому, что здесь в
глуши жили разбойники, может, потому, что внизу, под обрывом, вода омута в тени
казалась чёрной. А может быть, потому, что в руках темных сил был этот богатый,
обездоленный и запущенный край.
Левошин Н. Н. Подборка газетных материалов по топонимике (водоёмы, реки, озёра). ГАРО Ф. Р
– 6713, Оп. 1, Д. 182
Карпушкин Г. В пойме Тырницы. // Сталинец. – 1954. – 16 июля
«Уроженец села Борки Шиловского района Рязанской области Игорь Николаевич
Артемьев уверен, что знаменитый Дубровский жил и «разбойничал» неподалёку от его
родных мест.
Помните знаменитый старый фильм? Благородный пушкинский разбойник в чёрной
полумаске успокаивал свою испуганную возлюбленную сакраментальной фразой. Фраза,
что называется, пошла в народ. И кто из нас не повторял к месту и не очень: «Спокойно,
Маша! Я – Дубровский!». Повторяли и представить себе не могли, что, скорее всего,
история роковой любви, гениально рассказанная Александром Сергеевичем, родом из
рязанской земли.
– Есть по обе стороны устья Пары место, которое старожилы до сих пор называют
Дубки. Меня с детства удивляло – почему Дубки? Место-то безлесное, – рассказывает
Игорь Николаевич. Наверное, в каждом небольшом русском городе с древней историей
есть такие чудаки, как Артемьев. Всю жизнь совершенно бескорыстно человек изучает
историю родного края. Собирает легенды, предания, рассказы стариков. Слесарь,
электромонтажник, шофёр... Казалось бы, все его профессии очень далеки от любимого
увлечения. А поди ж ты
– запало в душу очарование родными краями... Благо, шиловская земля богата на
исторические тайны. Но вернёмся к устью Пары. Действительно, нет здесь никаких
дубов. Да и вообще деревьев наперечёт.
– Старики рассказывают, что на этом месте до революции очень большая дубовая роща
росла, – продолжает Игорь Николаевич. – В двадцатые годы её вырубили – кому
мешала? А ещё раньше, говорят, лес был густой, непролазный. И название нашего села
подходящее – Борок.
Слева от устья, неподалёку от родного села Артемьева, целая цепь холмов-курганов –
урочище Чёрный Яр. С ним связано много легенд и преданий, но одна из них напрямую
касается классики русской литературы.
– Старожилы уверены, что в одном из курганов похоронен знаменитый разбойник, –
Артемьев курит уже вторую сигарету подряд. Нервничает... Видно, что история эта его
самого волнует. – Родом из дворян. Из шляхтичей. Здесь, в Дубках, было его имение.
Будто бы поругался он с боярами Шиловскими – богатыми владельцами Шиловской
вотчины. Ну, и разорили его бояре. А он собрал своих дворовых и стал «промышлять» на
владимирской дороге. Бедных не трогал, только у богатых помещиков деньги отбирал.
Имя взял себе Дубровский, на польский манер. А народ по-своему переиначил – Дубов.
Ну, а время прошло, и это забылось – стали называть «разбойник Чуркин».
Если бы дело было только в простом совпадении имён... Но народный вариант истории о
разбойнике Дубровском-Дубове-Чуркине практически полностью совпадает с пушкин-
ским сюжетом. Чуркин полюбил девушку – дочь богатого помещика. Их имение было
около села Карловка. Отец и два брата девушки хотели убить шиловского Робин Гуда.
Специально из Рязани две роты солдат вызвали. Но разбойник был неуловим. По местной
легенде, Чуркин на груди хранил заговорённый амулет, который ему таборная цыганка
подарила. Братья подкупили одного из разбойников, и тот амулет выкрал. Ну а потом
выследили возлюбленных и во время свидания в дубовой роще Чуркина застрелили.
110