178
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУВЕРНОКАГО
ЗЕМСТВА*
№ 5 6
рѣчь"
1,
2,
3,
4
книги,
Сахарова
—
„Родной
міръ",
Сатаровыхъ
—
„Новое
спово«
и
др.);
изъ
спеціально
педагогической
литературы
взято:
Лай
В.
А.-
-„Экспериментальная
педагогика"
(2
книги),
Лѳсгафтъ
П.-
—
„Семейное
воспитаніе
ребенка
и
его
значеніе"
(2
кн.),
по
половому
вопросу:
Кетчеръ
Л. М.
—
„Пробужденіе
полового
сознанія"
(2
книги);
остальные
авторы
взяты
по
одной
книгѣ:
Аменицкій
и
Оахаровъ
—
„Забавная
арифметика"
в.
II,
III,
Бондаревъ— „Какъ
строятся
и
рѣшаются
задачи",
Демковъ
—
„Рус-
ская
педагогика",
его же
—
„Псторія
западно-европейской
педаго-
гики",
Дрентѳльнъ
Н.
—
„Простые
физическіе
опыты
и
приборы",
Евстафьевъ
—
„Новая
русская
литература",
Лай В.
Д.
—
-„Экспери-
ментальная
дидактика",
Локкъ
Дж.
—
-„Мысли
о
воспитаніи",
Остро-
горскій
В.
—
„
Письма
объ
эстѳтическомъ
воспитаніи",
Овсянико-Ку-
ликовскій—
„Исторія
русской
интѳллигенціи"
1,
2,
3
части,
Перѳвдѣсскій
—
„Предметные
уроки
по мысли
ІІесталоцци"
,
По-
повъ
В.
—
„Дитя-художникъ"
,
ч.
I.,
Пэйо М.
—
„Воспитаніе
воли",
Суперландъ
—
„ІІроисхожденіе
иразвитіѳ
нравственнаго
инстинкта",
Нелпановъ
Г.
—
„Мозгъ
и
душа",
Шохоръ-Тродкій
—
„Арифметиче-
скій
задачникъ для
учителей
и
для
учениковъ".
По
отдѣлу
обществовѣдѣнія
наибольшимъ
спросомъ
поль-
зовались
выпуски
атласа
діаграммъ
по экономическимъ
вопро-
самъ
Озерова
И.
X.
(2
выпуска),
потомъ
Чупровъ
А. И.
—
„Исторія
политической
экономіи".
По
отдѣлу
сельскаго
хозяйства
взяты
слѣдующія
книги:
„Практическое
огородничество",
„Объ
удобреніи
почвъ",
.,0
воз-
дѣлываніи
картофеля
и
корнеплодовъ".
Изъ
старыхъ
періодическихъ
журналовъ
взято
за
цѣлый
годъ
„Русское
Богатство"
(1900
годъ).
Въ
среднемъ
на
каждаго
учащаго
въ
періодъ
съ
1-го
ян-
варя
по
1-е
мая
1915
г.
приходится
4 книги,
а
если
взять
об-
щее
количество
учащихъ
(184),
то
придется
немного
больше
одной
книги
на
каясдаго
учащаго
за
четыре
мѣсяца.
Такимъ
образомъ,
ни
въ
коемъ
случаѣ
нельзя
сказать,
что
учащіе
много
читаютъ
книги,
а въ
земствахъ,
гдѣ
нѣтъ
учительскихъ библі-
отекъ,
и
этого
явленія
даже
нельзя
наблюдать.
Просматривая
запись
книгъ,
можно
было
замѣтить,
что
въ
болыпинствѣ
слу-
чаевъ
учащій беретъ
книги
или
исключительнопо
беллетристиче-
скому
отдѣду,
или
по
педагогикѣ,
или
по
географіи;
можно
ука-
зать,
напримѣръ:
одной
учительницей
взято
7
книгъ
исключи-
тельно
изъ
географическаго
отдѣла.
Что
касается
возраста,
то
въ
библіотекѣ
берутъ
почти
исключительно
молодые
учителя