№
5 6
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
181
вшіеся
даже
среди
такой
бѣдности
создать
себѣ
матеріальное
и
общественное
„благополучіе".
Такой
типикъ
здѣсь
—
все:
онъ
даетъ
матеріалъ
ткачу,
онъ
и
купецъ,
и
продавецъ
доставленнаго
ему
ткачами
„утка",
онъ
и
мѣстный
банкъ,
онъ
и
начальство
(староста
или
старшина).
О
возможности
объединенными
силами
измѣнить
свою
жизнь
населеніе
и
не
помышляло.
И
вотъ,
въ
анрѣлѣ
1914
года,
случайно
судьба
забросила
въ
этотъ
сырой
лѣсной
уголъ
одного
„дачника*.
Поглядѣлъ
человѣкъ
на
крестьянскую темноту, заговорило
прошлое
изъ
опыта
общественныхъ
выступленій,
присмотрѣдся
къ
жел.
-дорожному
„разъѣзду"
и
сталъ
подходить
къ
населѳнію
медленно,
но
упорно.
Шагъ
за
шагомъ
привлекъ
^дачникъ"
первоначально
дѣтвору.
Пошли игры:
лапта,
серединка,
а
тамъ
и
диковинное
для
дерев-
ни:
футъ-болъ,
лаунъ-теянисъ...
Со
всѣхъ
ближайшихъ
деревень
сходились
жители
по
воскрес-
нымъ
днямъ
поглядѣть
на
„чужого"
диковиннаго
человѣка.
Сталъ
чужой
человѣкъ
въ
перерывахъ
игръ раскрывать
и
причину
своего такого
„подвижного"
поведенія.
Кое-какъ
пообмякли
крестьяне.
Попривыкли
къ
„странно-
стямъ",
а
тамъ
и
пошли
бесѣды
о
томъ,
гдѣ
и какъ
живутъ
разные
народы.
Одинъ
праздникъ
за
другимъ
дали
возможность
продемон-
стрировать
книги
и
иллюстраціи
кооперативныхъ
способовъ
борь-
бы
съ
безпомощностыо населенія,
дали
возможность
познакомить
съ
потребительными
организаціями
у
насъ
въ
Россіи
и за-
границей.
Удавалось
вести
бесѣды
о
коопераціи
и на
деревенскихъ
„собраніяхъ".
Кое-кто
изъ
слушателей
сталъ
усваивать
смыслъ
объеди-
ненныхъ
усилій
и
возможность
переустройствадеревенской
жизни
на
новыхъ
спасатедьныхъ
началахъ.
Пошли гулять
разговоры
о
„новой"
неслыханной
жизни,
о
созиданіи
примѣрныхъ
совмѣстныхъ
выступлѳній
въ
области
кооперативныхъ
организацій,
объ
облегченіи
кабалы
„мастерковъ».
Удалось
обойти
нѣсколько
деревень
апостольскимъ
спосо-
бомъ
и
завести
связи.
Во
многихъ
мѣстахъ
и
во
многихъ
ду-
гаахъ
пришлось
встрѣтить
глухую
стѣну.
И
не
разъ
казалось,
что
не
по сидамъ
одолѣть
одному