А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 128
—
124
—
Следует
различать туман
верховой,
не
над
самой
поверх-
ностью
земли,
и
поземный;
следует
отмечать
распростране-
ние
тумана
над
ограниченной
поверхностью
—
над
лугом,
бо-
лотом,
рекой
и т.
д.
Желательно
всегда
быть
готовым
к
взвешиванию
града
и
определению
его
температуры;
т.-е.
нужно
заготовить весы
и
термометр
в
определенном
месте,
нужно
зарисовывать
форму
градин
и
внутреннее строение
их
(обыкновенно,
слои-
стое,
разной
прозрачности).
Приведенные
вопросы
могут быть
значительно
более
разнообразны
и
пополнены по
выбору
наблюдателя;
они
дают:
1)
характеристику
погоды
данного
места
и
возможность
сравнивать
ее
с
погодой
других
пунктов,
2)
возможность
устанавливать
зависимость
явлений
погоды
и климата
от
условий
места.
Принято
считать
засушливым
периодом
каждые
пять
суток
без
выпадения
осадков.
Наблюдение
за
тем,
на
какие часы
дня
чаще
приходится
появление
осадков
или
гидрометеоров
может
дать
указания
на
местные
особенности;
в
частности
может
быть
практически
важно
для
предвидения
погоды.
Продолжительность
и сила
осадков
далеко
не
безраз-
лична,
особенно
для
хозяйства,
для
характеристики
отдельных
месяцев, периодов
года.
Сила
осадков
в
смысле
интенсивности может
или
отме-
чаться
на
глаз
и
оцениваться
тремя
степенями,
или
лучше
если
определяется
за
время
1
минуты
количество
выпавшего
дождя.
Т.
к.
град проходит
полосой,
то
только
густая
сеть
пунктов
наблюдений
и
изображение
на
карте
мест
пора-
женных
градом
может
дать
возможность
подметить законо-
мерность
этого
явления
и
зависимость
от
местных
условий.
Желательно
связать
наблюдения
над
осадками
с
наблюде-
нием
форм
облаков,
ветра
и
оптических,
иногда
экстраор-
динарных
явлений,
поскольку
они очень
доступны
краеведам,
и
дают
возможность
к
предвидению
погоды
по
этим
признакам,
и
это
предвидение
нужно
еще
далее
вырабатывать
для
каждого
места
особо.
Ни об
этих
наблюдениях,
ни
о
фенологических
наблю-
дениях
мы
не
имеем
возможности
распространить
здесь
об'яснения.
Но
считаем
нужным
указать
на
особую пригодность
их
для
краеведов
и
школы.
Для
них
нужно
иметь
особые
указания;
краеведам,
приступающим
к
ним,
нужно
получить
1...,118,119,120,121,122,123,124,125,126,127
129,130,131,132,133,134,135,136,137,138,...256