—
134
—
Правда,
упрек
в
выбрасывании
всего
геологического
материала
из
программ
делался
авторам
их
не
раз
со
стороны
естественников.
Теперь
мы
видим
геологический материал,
непосредственно больше
относящийся
к
динамической
геоло-
гии,
и
почвоведению
в
следующих
местах
программ
ГУС'а:
На III
году
4-х
летки
Деревня
.
Поверхность
нашей
местности
:
низины
,
возвышенности,
овраги.
Наши речки
и
реки
(истоки,
течения,
притоки,
устье),
острова, озера;
работа
воды
и
ветра
в
природе.
III. Весна
в
деревне.
Реки
и
водоемы.
Из
пояснений
к
темам:
„Весной
широко раскрыта
для
школьников
жизнь
природы:
есть
возможность
делать выходы
из класса
на
реку...
В
IV году
4-х
летки:
Промышленность
СССР.
Что
добывается
из
земли
в
нашем
крае
(руды,
торф,
соль,
камни и
др. строительные
материалы,
каменный
уголь).
Главные
пункты
разработок
характерных
для
нашего
края минеральных богатств.
Картина
работы
на
торфянике
и т.
д.
В
шк.
Кр.
Мол.
—
и,
1-й
год,
Естествознание.
„4.
Собирание
материалов необходимых
для
последующей
проработки
зимой:
а)
экскурсии
для
взятия
почтенных
образцов
и описания почвы
на
месте
(попутно
элементарные
понятия
о
рельефе)...
VI. Летние
работы.
3.
Сбор
коллекций,
2)
различных
образцов
почвы).
II
год
ШКМ.
Итоги
работы
за
лето.
Разбор
коллекций,
отбор
лучших
и
интересных
экземпляров
для
кабинета
по
естествознанию,
классификация
материала.
III. Б.
Природные
условия
сел.
-хоз.
в
районе
школы
и
в
данной
области Госплана
(сравнительная
работа).
а)
Рельеф
(краткое
описание
его);
водоразделы,
склоны,
речные
долины,
Направляющее
действие
на
течение
воды;
влияние
рельефа
на
распределение
растительности.
б)
Почвы
и
подпочвы;
их
происхождение;
распределение
^
почв
в
данном
районе
и какими
причинами
оно
обусловлено.
Почвенная
карта
района.
в)
Орошение
края;
высота
грунтовых
вод;
чем
обуслов-
ливается
изобилие
(или
недостаток)
влаги
в
районе.
г)
Растительный покров. Установление
зависимости
в
распределении растительных
сообществ
от
рельефа,
почвы,
орошения
и
т.
д.
VI.
Летние
работы.
Сбор
коллекций.