А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 137

133
стями,
не
выбивая
их
оттуда.
Окончательное
выбивание
ока-
менелостей
из
породы
и
чистка
при
помощи воды
и
щеточки
(иногда
также
слабой
кислоты
и
кисти)
производится уже
дома,
по
возвращении
из
экскурсии"...
„Собранные
окаменелости
необходимо
тотчас
же
заверты-
вать в
бумагу,
каждую
окаменелость
отдельно...
если окаме-
нелость
очень
тонка и
нежна,.,
завернуть
в
вату
и
положить
в
коробочку...
нежные отпечатки...
покрывать лаком,.,
хрупкие
кости
хорошо пропитать
клеем
гуммиарабиком..."
„Кроме
полных
и
хорошо сохраненных
экземпляров могут
иметь
значение
также
обломки,
отпечатки
на
глине
и т.
д.,
а
также
вымытые
окаменелости,
лежащие
на
дне
оврага
или
на
берегу
речки,
при
точных
указаниях
условий
нахождения".
*)
Если
это
осадочные
слои,
лучше
указывать,
из
какой
части
данного
пласта
взят
образец,
из
нижней
(подошвы),
средней
или
верхней
части
(кровли)...
В противном
случае
подобного
рода
сборы
не
только
утрачивают
свою
научную
ценность,
но
могут
во многих
слу-
чаях
повести
к
крайне вредной
путанице".
**)
Мы
бы
считали
дело
краеведа
по
собиранию
коллекции
горных
пород
и
окаменелостей
законченным
в
случае поступ-
ления его
коллекции
в
краевой музей.
Не следует думать,
что
все
это
должны
быть
какие то
редкости.
Нужно
считать
большим
делом
и
соблазнительным
результатом
коллективной
работы
полное
собрание
природных
документов,
характери-
зующих
край
в
отношении
геологической
основы,
на
которой
формируется
вся
окружающая
географическая
среда
и в
связи
с
ней
вся
хозяйственно-бытовая обстановка
края.
III.
Педагогическое
значение
краеведческого
изучения
окаме-
нелостей
и
горных
пород.
Ни
в
одном
пункте программ
ГУС'а
для
4-х
летки
и
ІПКМ
мы
не имеем
прямого указания
на
желательность
изуче-
ния
и
коллекционирования горных пород
и
окаменелостей.
Но
мы
имеем
достаточно
косвенных
на
то
указаний,
а
также,
обще-педагогических
и
методических
оснований
к
подобной
краеведческой
работе.
Мы
выбрали
примером инструкции
и
эти
вопросы,
т. к
в
программах ГУС'а особенно
прежних редак-
ций
всегда
чувствовался
пробел
по
этим
вопросам.
Между
тем,
едва
ли
можно
приписать
составителям
программ
мысль о
ненужности
этой
работы
для
изучения
края
и
его
хозяйства
и
для
общего
образования.
*)
Выше приведенные выдержки
взяты из
„Программ
и
наставлений"
**)
См.
Сборник
„Как
изучать
свой
край"
стр.
33.
1...,127,128,129,130,131,132,133,134,135,136 138,139,140,141,142,143,144,145,146,147,...256
Powered by FlippingBook