блюдения
должны
тщательно
фиксироваться.
Вместе
с этим
должен
быть
описан
как сам
об'ект,
так и
данные,
относящиеся
к
месту,
времени
и
обстоятельствам
его
добычи.
Весь
поступающий
в
отдел
материал разделяется
на
две
части:
одна
из
них,
научно-рабочая
часть,
составляющая
фонд
отдела,
на-
копляет систематические
коллекции;
другая
—
экспозиционная,
пред-
назначается
для
обозрения.
В
основе
построения
экспозиционной
части
должен
лежать систе-
матический
принцип,
как
наиболее об'ективно
ориентирующий
в
коллекциях. Но
при
осуществлении
его
'в
размещении
их
следует
избегать
перегруженности
деталями
и
дублирования.
Экспозиция
должна
быть
как можно
более
живой.
Так,
напри-
мер,
в
зоологическом
подотделе
следует
отдавать
предпочтение
биологическим группам,
как
лучшему показательному методу
экспо-
зиции,
преследующему
цель
ознакомления
с
основными законами
естествознания
и
иллюстрирующими
те или
иные
проявления
этих
законов.
Однако,
при
всем
стремлении
к
наглядности
изученного
материала
и
собранных
наблюдений,
не все можно
дать
веществен-
ностью
предмета
—
неизбежно
будет
привлечение иллюстративного
материала,
рисунков,
чертежей, фотографий,
моделей,
карт
и
проч.
Умелое
сочетание этих
двух
видов
материала
не
позволит
домини-
ровать
последнему.
Естественно
-
исторический
отдел
должен
во всех своих
частях
быть
об'ективно-научным,
и
построение
его по
какой либо пред-
взятое
идее
и
теме,
как
например,
экономической
или
другой,
со-
вершенно недопустимо:
проведение
основ
систематической
класси-
фикации
уже,
тем
самым,
даст
возможность пользоваться
материалом
отдела
во всех
направлениях
и
разрезах.
Особые
условия
жизни
естественно-исторического
отдела
вле-
кут
за
собой неизбежность
организации при
нем
лабораторией
и
мастерских,
в
особенности
зоологических,
для
таксидермических
работ.
В
целях
рациональной
постановки
дела
желательна
тесная
связь
краеведческих
музеев
между
собой,
для
чего
нужно производить
взаимные
научные
командировки
сотрудников
этих
музеев,
также
специальные
с'езды,
научные переписку
и
издательство
сборников
информационного,
инструкционного
и
справочного характера.
В
заключение
следует
сказать,
что
с
изучением
природы
не-
обходимо
спешить как можно
более,
так как
под
влиянием
развития
культурно
-
промышленной
деятельности
человека,
уже
в
настоящее
время
трудно
найти
уголок природы,
которого
не
коснулась
еще
его
опустощая рука.
Где
только
возможно,
музеи
должны
стре-
миться всеми
мерами
к
ограждению
от
истребления
таких
уголков
в
интересах естественно-научного
знания.
Э.
Бекштрем.
23