ПРАЗДНОВАНИЕ 800 - ЛЕТИЯ (1095-1895 Г.Г.) Г. РЯЗАНИ, 20-22 СЕНТЯБРЯ 1895 ГОДА . - page 145

85
Церкви
въ
тяжелое
время.
И
это
совершенно
вѣрно
Съ
одной
стороны
расколъ, нротивъ котораго принимаемы
были
въ то
время
крутыя
мѣ-
ры,
не
только
не
ослабѣвалъ,
но
усиливался
не
между иростымъ
толь-
ко
народомъ.
но и
между
моиашествомъ;
даже
нѣкоторые
Архипастыри
соучаствовали
съ
раскольниками
и
сопротивлялись
указамъ
Петра
(та-
ковы
были Тамбовскій
и
Росговскій
Арсеній
)
Вслѣдствіе
гоненія
ра-
скола
утверждалось
и
распространялось
ио
всей
Росоіи
мнѣніе,
что
св.,
православной
вѣрѣ
грозитъ
совершенное
упраздненіе.
Въ
виду
этого
приверженцы
раскола
ѵбѣждали
няродъ страдать
и
жертвовать
своею
жизпіго
за
ирявосл.
вѣру,
иротивъ
этихъ
изувѣровъ,
готовыхъ
не
ща-
дить
своей
жизни за
неважныя
предапія
старины,
въ
родѣ
охраны
бо-
родъ
отъ
бритья,
празднованія
новаго
года
не
1-го
Сентября,
а
1-го
Ян-
варя,
какъ
на
Западѣ,
н
т.
п.,
Стефанъ
Яворскій
долженъ
былъ
за-
щищать
Петровскія иреобразованія,
хотя
нѣкоторыя
изъ нихъ
вероят-
но и
ему
самому
были
не
желательны.
Съ
другой
стороны
иностранное
просвѣщеніе,
проникнувшее
въ
Рос-
сію
еще
въ
XVII
вѣкѣ
вмѣстѣ
съ
многочислепнымъ
слѵжилымъ
сос-
ловіемъ
изъ
иноземцевъ,
приняло
съ
собою
въ
Россію
протестантскія
мнѣнія,
которыя
сочувственно
принимались
въ
городахъ
среди
рем,ес-
ленниковъ
и
въ
высшихъ
сословіяхъ.
Здѣсь
слышались
насмѣшливыя
укоризны
на
все
старое,
не исключая
даже
п
вѣры
православной
Это
налагало
на
Верховнаго
пастыря
православной
Церкви
пе
менѣе
труд-
ную
обязанность:
иостоять за
священныя
преданія
Церкви
и
обуздать
протестантскія
укоризны.
Наконецъ,
внѣ
Церкви,
въ
сферѣ
Государственной,
пачалось
уже
ве
ликое
дѣло
преобразованія
по
всѣмъ.
вѣшіствамъ
и
учрежденіямъ
н
ревнители
православія
стали
опасаться,
не
коснулись
бы
эти
преобра,-
зованія
и
св.
Церкви
православной.
Представителю
Церкви
надіежало
имѣть
особую
мудрость
для
того,
чтобы
отстоять
древпіе
права
и
обы-
чаи
православной
Церкви
и не
оказаться
противни
комъ
Царя
Преоб-
разователя.
Въ
это
время
вся
Россія
распадалась
на
двѣ
нартіи:
на
партію
ста-
рины
и
на
партію
обновленія.
Стефанъ
Яворскін
гіринадлежалъ
къ
первой
партіи.
Его
воспптаніе,
понятія.
почерпнутая
имъ изъ
запад-
ныхъ
училищъ,
его
званіе
и
высокій
санъ,
дававгаій
ему
права
цря-
мого
наслѣдипка
патріарховъ
и
возлагавшій
на него
обязанность
стоять
за
духовенство,
наконецъ
сознаніе
опасности,
угрожавшей
со
стороны
противной
партіп,—
все это
укрѣпило
въ
иемъ
рѣшимость
съ
твердостью
оберега,ть
и
охранять
св,
ІІравославіе
Вѣрный
этой
рѣшимостп,
пре-
освященный
Стефанъ
во всю свою жизнь
боролся
съ
расколомъ
и
про-
тестантствомъ;
борьба
сь
послѣднпмъ
представляла
особенная
затруд-
ненія
въ
виду
того,
что
многіе
протестанты
занимали
высокія
должно-
сти
въ
государствѣ
и
имѣли
вліяніе
на
массы.
За
назначен!,
емъ
Стефана
Яворскаго
Блюстителемъ
иатріаршаго
пре-
стола,
немедленно
послѣдовали
преобразованія
въ
бывшихъ
иатріар-
інпхъ
учрежденіяхъ.
Такъ
16
декабря
1700
года
состоятся
именной
указъ.
которымъ ограничена
судебиая
власть
патріарха.
Этимъ
указомъ
повелѣно:
.Діатріаршемѵ
Приказу
Разряду
не
быть,
а
дѣла
но
чело-
битьямъ
мірскихъ
людей
на
духовныхъ
и
духовныхъ
на
мірскихъ
ото-
слать но
приказами.,
гдѣ
кто
вѣдалъ;
дѣла
же о
роскодѣ
и
ересяхъ
вѣдать
Преосвященному
Стефану,
Митрополиту
Рязанскому
и
Муром-
кому".
24
Явв.
1701
года
изданъ
именной указъ, в,оторым-ъ
поведѣ-
1...,135,136,137,138,139,140,141,142,143,144 146,147,148,149,150,151,152,153,154,155,...208
Powered by FlippingBook