—
92
—
его
нресвѣтлымъ
царскимъ
домомъ.
Цѣлуіо
послѣднимъ
цѣлованіемъ
и
Святѣйшій
Правительствующей
Сгнодъ
и
вез о
Хрясте
отцы
и
братію
мою,
митрополиты,
архіенисиоіш,
еипехоиы
и
весь
духовный
чинъ.
Цѣлую
и
тебе
двадеся
то
трилѣпи
іый
возлюбленный
мой
престоле,
Богоизбранная
дражайшая
паства
моя.
Цѣлую
всякое
начальство
п
вся
православный
христіаньт
и
всесмиренно
молю,
аще
кому
въ чемъ
зазоренъ
нли
досадителенъ
явихся,
оставите
мнѣ
грѣхъ
мой,
да
и
сами
оставленіе
грѣховъ
вашпхъ
воспріимете
отъ
Христа
Господа.
Наконецъ
же
всеусердно
ирошу
и
молю,
братія
моя,
молитеся
о
мнѣ
ко
Господу
Богу,
яко
да
милостива
того
обрящу
въ
день
судный
и
да
вселитъ
мя,
идѣже
гласъ
радости
вѣчныя,
еже
п
вамъ
всѣмъ
получити
желаю.
Аминь".
Послѣ
этого
Преосвященный
Стефанъ
вторично
обращается
къ
Го-
сударю
Императору
<съ слезною
просьбою,
чтобы
онъ
не
допустилъ
Нѣжинскій
монастырь
до
оскудѣнія
и
раззоренія
и
чтобы
все,
что онъ
отдалъ
вомадѣніе
сего
монастыря,
по
кончинѣ
его
не
отняли>.
Подъ
этимъ
завѣщаніемъ
Преосвященный
завѣщатель
подписался
такъ:
«Смиренный
Стефанъ Яворскій,
Митронолитъ
Рязанскій
и
Му-
ромскій,
прежде
бывшій
экзархъ
святѣйгааго
патріаршаго
трона
Всерос-
сійскаго,
нынѣ
же
президентъ
Святѣйшаго
Правительствугощаго
Сѵнода>
.
Находясь
уже
на
одрѣ
болѣзни
и въ
виду
близкой
смерти,
онъ напи-
салъ
въ
трогательныхъ
стпхахъ
на
латинскомъ
и
славянскомъ
языкахъ
«послѣднее
книгамъ
цѣлованіе»
.
Это
прекра'сное
стихотвореніе,
напи-
санное
умиравішшъ
Іерархомъ
предъ
отсылкою
своей
библіотеки
въ
устроенный
пмъ
Нѣжинскій
монастырь,
съ
неоспоримою
очевпдностію
доказываете
что
Преосвященный
Стефанъ
искренно
любилъ
просвѣ-
щеніе,
что книги
<былп
свѣтомъ
были
для
него
«слаще
меда
и
сота>,
были
<его
богатствомъ,
славою,
раемъ
любви>
и
пр.
1
).
Преосвященный
Стефанъ
скончался,
какъ сказано
выше, 24
(?) ноября
1722
года
въ
3-мъ
часу пополуночи.
Того
же
числа
тѣло
его вынесено
въ
Троицкую
при
Рязанскомъ
подворьѣ
церковь,
гдѣ
оно стояло
до
прибьттія
въ
Москву Государя
Императора Петра
I
и
членовъ
Св.
Синода,
именно
до
19-го
декабря.
О
томъ,
какъ
совершены
была
отпѣваиіе
и
проводы тЬла
Преосвящ.
Стефана,
въ
падгробной
надииси
содержатся
слѣдующія
свѣдѣнія.
„По
Высочайшему
поведѣнію отпѣваніе
въ
Возѣ
почивпіаго
Іерарха
20^
декабря
совершалъ
Вице-президентъ
Св.
Синода
Архіеп.
Новгород-
скій
Ѳеодосій
съ
прочими
членами
Синода
въ
церкви
Успенія
Пречистыя
Богородицы,
именуемыя
Гребенскія,
куда
перенесено
было
тѣло
усоп-
шаго
пзъ
Троицкой
при
Рязанскомъ
нодворьѣ
церкви;
а
литургію
въ
сей
церкви
Совѣтнпкъ
Св.
Синода
Преосвящ
Леонидъ
Архіеп.
Крутпцкій,
Архіенископъ
же
Ѳеодосій
и
пропіе
Синодальные
члены
въ
служеніи
литургін
не
участвовали,
но
послѣ
литургіи
къ
погребенію
(отнѣванію)
собрались
всѣ
въ
Успенскую
церковь
Совершивъ
чшіъ
отнѣванія,
вы-
несли
гробъ
изъ
церкви
и,
положивъ
въ
убранные
парчею
и
бархатомъ
сани,
проводили
со
звономъ.
До
Покровскаго
Божедомскаго
монастыря
(Андроповъ
монастырь)
ировожалъ
тѣло
(въ
надгробной
надписи
сказано
<мощи>)
Преосвящ.
Стефана
Мисаиль, Архимандритъ Сиасова,
что
за
Иконнымъ
рядомъ,
монастыря
съ
іереями,
діаконами
и
съ
пѣв-
чимп.
У
всѣхъ
церквей
ио
пути
слѣдованія
ироцессіи
звонили,
иредъ
гробомъ
несли
свѣчу
въ
лампадѣ
патріаршей
и
архипастырскій
жезлъ
*) Превосходное
стихотворное
Лэлегія) прощаніе іерарха
съ книгами
напечатано
въ
Труд.
Арх.
Ком.
1891
г.
т.
УІ,
№
6
стр.
88—7.
Ред.