ПРАЗДНОВАНИЕ 800 - ЛЕТИЯ (1095-1895 Г.Г.) Г. РЯЗАНИ, 20-22 СЕНТЯБРЯ 1895 ГОДА . - page 147
__
—
Вт.
то
время,
пѣкоторое
духовное
оружіе
для
борьбы
сь
расксломъ
ё
нротестантствомъ,
преосвяЩ.
Стефанъ
сосТайплъ
п
иапечаталъ
букварь
сг.
толкованіемъ
10-ти
заповѣдей
и
св.
таинствъ
церковиыхъ,
и
въ
1705
году
и
о
указу
Петра
I разослала экземпляры
этого
букваря
въ
обѣ
свои
еиархіп,
также въ
область
патріаршую
на
Москвѣ,
всѣмъ
сваіцен
никамъ и
діаконамъ
съ
тѣмъ,
чтобы
не
только
они
затвер-
дили
и
могли
толковать
изустно
заповѣди
и
таинства
церковный,
но
н
дѣтей
свонхт.
учили
ио
этому
букварю
прежде
всего.
Въ
1713
году
открылась
въ
Москвѣ
лютеранская
н
кальвинская
ересь.
Быстрое
расиространеніе
ереси
н
дерзость
зачиищиковъ
требо-
вали
скораго
ы
дѣйствительнаго
нротаводѣйствія,
Стефанъ
Яворскій,
понимая,
какой вредъ
могъ
произойти,
если и
въ
простомъ
народѣ
от-
кроется
сочувствіе
въ
тѣмъ
мыслямъ,
которыя
имѣлн
уже
сп.іьныхъ
представителей
въ
высшемъ
сословіи,
отложилъ всякое
человѣкоѵгодіе,
всякій страхъ
и
мужественно
облпчндъ
еретикозъ
По этому случаю
онъ
написалъ
книгу,
которая
носатъ
так'ое
названіе:
„Камень
Вѣры,
иравославвкмъ
Церкви
сватыя
сыиамъ
на
утвержденіе
и
духовное
на-
зиданіе,
претыкающимся
же
о
камень
иретыканія
и
соблазны—
на
воз-
стаиіе
и
нснравленіе".
Въ этой
книгѣ
онъ
съ
истинно-пастырскою
лю-
бовію
предостерегалъ
свою
паству
отъ
соблазнительныхъ
проповѣдей
аностранцевъ,
умолялъ
не
внимать этимъ не
призваннымъ учителямъ
и
крѣпко
держаться
за
преданія православной
церки.
Исполненный
чистой ревности
къ
иравосдявію
и
одушевляемый
высокимъ
сознаніемъ
своего
иризванія,
онъ
иодалъ
въ
этой
книгѣ смѣлый
голосъ
противъ
мнѣнія,
бывшаго
въ
силѣ.
Это была
лучшая,
высокая
минута
въ его
жизни,
какъ
замѣчаетъ
одинъ
изъ
изслѣдователей,
изучавшихъ
совре-
менные
Стефану
церковные
н
гражданскіе
акты
и
документы!
Уномянувъ
о
знаменитой
книгѣ
иреосвящ.
Стефана Яворскаго,
прославившей
его
и въ
Россіи
и
за
границею,
мы
иаходимъ
необходи-
мым!.
поподробнѣе
поговорить
о
судьбѣ
этой
книги.
Есть
свѣдѣнія,
что
книгу
„Камень
Вѣры"
Петръ
I
читалъ въ
рукописи
и
одобрилъ;
но какъ
нри
Петрѣ
было
много
протестантовъ,
занимавшихъ
высоеія
должности
въ
русской
службѣ,
то
подъ
вліяніемъ протестантовъ
и въ
угожденіе
имъ книга не
была
напечатана.
Уже
по
смерти
ІІреосвящен-
наго она
была
напечатана въ
нѣсколькнхъ
изданіяхъ
именно
въ
1728,
яотомъ въ
1729
и
въ
3-й
разъ
въ
1730-мъ
году
въ
Кіевѣ.
Но
едва
явилась эта
книга,
какъ
друзья
лютеранства
въ
Россіи
и
за
границею
подняли
войну
противъ
лея и книга
была
изтята изъ
обра-
щения.
Появилось
много
злостной
критики
на
Камень
Вѣры
и
въ
Рос-
сіи
и
за
ея
предѣламн;
между
прочгмъ
взданъ
„Пасквиль*'
на
„Камень
Вѣры"
подъ
именемъ
„Молотокъ
на
Камень".
Въ
этомъ
пасквилѣ,
по
ненависти
и
ожесточению
противъ
Стефана Яворскаго,
содержится гру-
бая
и
неприличная
брань
вротивъ автора
книги
и
его
защигниковъ
и очень много лжи.
которая
варочемъ
опровергнута
архіеп.
Ѳеофилак-
томъ,
Нѣкоторые
изъ
нравосл.
архіереевъ,
при
Аннѣ
Іоанновнѣ,
и
Биронѣ
жестоко
пострадали
за
защиту
Камня
Вѣры.
Такъ,
напр, Кіев-
скаго
митрополита
Варлаама
Вонатовича,
велвколѣпно
вздавшаго
Камень
Вѣры
призвали
въ
Тайную
Каіщелярію
и
отправили
въ
Бѣло-
зерсвій
монастырь,
лвшпвъ
сана.
Архкпископъ
Тверской
и
членъ
Св.
Синода
ѲеофилакіЪ
Лопатинскій,
другъ покойнаго
Стефана
Яворскаго,
за
одобреніе.
Камня
Вѣріл,
былъ
подвергнуть
въ
той
же
Канцеляріи
жестокой
ныткѣ
(3
раза
поднимали
на
виску
и
3
раза
били
батогами
1...,137,138,139,140,141,142,143,144,145,146
148,149,150,151,152,153,154,155,156,157,...208