—
1І1
—
й
такова
не
бывала
въ
руской
земли,
и
проіііи
бывали
великіе,
исцѣ-
ленье
отъ
сіштаго
Николы
—
чудотворца
Стараго-
въ
ыѣсяцѣ
іуліи
въ
29
день,
въ
сіи
день
родился
свитый Николай чудотворецъ
Архіепи-
скоиъ
Миръ
Ликійскихъ,
нринесенъ
честный
его
образь
отъ
Корсуня
на
Рязань
въ
лѣто
(6783
—
1225)».
Образъ
находится
въ
Зарайскомъ
соборѣ»
.
Является
такимъ
образомъ
какой-то новый
источникъ
—
запись,
най-
денная
иъ
Рязанской
Консисторін.
Но
на
самомъ
дѣлѣ
приведенная
здѣсь
запись
есть
ничто
иное,
какъ
совершенно
не
вѣрный
синсокъ
съ
той
же
самой
записи
на
слѣдованной
псалтири,
нричемъ
она
соединена
съ
другой
замѣткой,
сдѣланной
въ
той
же
псалтири
ниже
иервой.Подъ
первой
записью,
сдѣланнон
полууставомъ,
дѣйствительно
нанисано,
но
не
полууставомъ,
а
скорописью
н
вѣроятнс
въ
другое время
и
другимъ
лицемъ:
„lis
л\сце
и^лин
вй
к
-
о
-
числѣ
||
В.
сии
диь
родисд
свтый
К
и
иола
й
ч^до
[|
творец?,
арремипа
л\ѵра
ликийскир
j|
а
принесен
честный
его
овразй
от
Еорс^нд
на
Рязань
в
лѣто
году."
Эта
замѣтка
была
списана
вмѣстѣ
съ
первой
записью
о
заложеніи
Переяславля безграмотнымъ
писцомъ
и
въ
такомъ
видѣ
сохранилась
въ
дѣлахъ
Консисторіи.
Перейденъ
теперь
къ
раземотрѣнію
нашего
первоисточника.
Запись
эта
сдѣлана
полууставомъ
послѣ
канона
честному
Кресту
на
оборотномъ
листѣ,
нередъ
мѣсяцемъ
сентябремъ
(не
октябреыъ.
какъ
говорить
И. В.
Добролюбовъ).
Вотъ
ея
подлинный
текста:
„Я
лѣта.
уг
заложен»
вы
град
переславль.
резамѣскі
окола
цркви
стго
Николы
старого,
лѣта.
^
s
^'
kc
на
озере
озеро выстрь
....
х
)
сѣча.
і
такова не вывала
в
ро^скоі
зелші
і
профи
вывали
великие
ісцеление
отг
стго
ннколы.
чюдтворцстарого".
Мы
видимъ
въ
этой
записи
не
одно
извѣстіе,
но
три:
во
иервыхъ
говорится
о
заложеніи
города
Переяславла
въ
6603
(1095)
г.,
во
вторыхъ
о
происходившей
въ
6725
(1217)
какой
то,
до
тѣхъ
поръ
небывалой
въ
русской
землѣ,
сѣчѣ,
происходившей
невидимому
на
озерѣ
Быстромъ
2
),
если
только
слова
<на
озере
озеро
быстрь»
не
относятся
къ
первому
взвѣстію
3
),
и,
въ
третьихъ,
о
бывшпхъ
отъ
святаго
Николы чудотворца
великихъ
исцѣленіяхъ.
Но характеру
этой
записи
видно,
что
она,
по
всей
вѣроятвости,
заимствована изъ
какой
нибудь
лѣтоииси,
до
насъ
не
дошедшей.
Кѣмъ
сдѣлана
приведенная запись?
Ильинекимъ
ли
иопомъ
Маркомъ,
рукою
котораго, судя
но
сдѣланному
нмъ
собственноручному
послѣсло-
вію
въ
концѣ
книги,
писана
слѣдованная
псалтирь
въ
1570
году
(хотя
*)
Слово
нельзя
разобрать.
Въ
грамотѣ
в.
кн.
Рязанск.
Ив.
Третнаго,
отъ
7
марта
14-85
г.
говорится,
что—
„перк.
Никола
Старый
стоить
на
Быстромъ
озерѣ
на
берегу".
3
)
Не
упоминается
ли
здѣсь
объ гов'Ьстномъ
братоубійствѣ,
происходившемъ
20
іюія
1217
года,
когда
нѣсколько
Рязанскихъ
князей
„снидошася
вси на
Исады"
и
были
во
время
пира
въ
шатрѣ
предательски
убиты
двоюроднымъ
братомъ
7
Рязанскимъ
княземъ
Глѣбомъ
Владиміровичеыъ.
Полагаюсь,
что
„Исады"
—
это
иынѣпшее
село
Исады,
нахо-
дящееся
въ
7
верстахъ
отъ
Старой
Рязани.
Но
не
разумѣется
ли
здѣсь
какая
нибудь
другая
мѣстность
иодлѣ
ІІереяславля
-Ряааяскаго,
или
быть
можетъ
близъ
этого
города
была
потомъ
битва между
княіземъ
Глѣбомъ
Рязанскимъ
и
кн.
Ингваремъ
Игоревичемъ,
удѣлѣвшимъ
отъ
побоища
и
вступившимъ
съ
Глѣоомъ
въ
борьоу. Интересно
также
знать,
что такое
Исады?
Собственное
ли
имя,
обозначавшее
мѣстность,
или
нарицательное—
названія,
пригородваго
мѣстопребивашя,
нѣчто
въ
родѣ
дачи?