128
А. НОВИКОВ - ПРИЁОЙ
— Так, так. И все-таки мы должны быть постоянно
начеку. Представьте себе, что на судно к нам заявится
офицер с немецкой субмарины. Допросит нас, просмотрит
судовые документы—все в порядке. Но вдруг он неудовлетворится этимивздумает еще поговорить с матросами?А те
иначнут ему выбалтывать своипредположения. Тогда—что?
— Не знаю...—угрюмо ответил штурман.
— А пора бы вам знать, сеньор Сайменс. Вы много
лет плаваете на судах. Насколько я могу предполагать,
сами метите в капитаны. На вашем месте можно было
бы кое-что предпринять, чтобы рассеять сомнения
команды. А делается это очень просто. Приведу пример.
Вы предварительно сговариваетесь со вторым или третьим
моим помощником, а потом на мостике затеваете с ним
фальшивый спор относительно того, когда мы придем в
Барселону. Один из вас будет утверждать—через десять
дней, а другой начнет возражать, прибавляя или убавляя
дни—это дело ваше. Можно еще коснуться того, сколько
времени возьмет выгрузка с «Ориона» зерна. Именно,
зерна. Необходимо при этом указать, что в Барселоне
нет, как в других портах, зерновых насосов. Одним словом, спорьте на этой почве как можно больше, чаще
склоняйте по всем падежам такие слова, как Барселона
и зерно. Недурно между собою помечтать вслух об испанках... Иногда стоит боцману крикнуть при всех: «Послушай-ка, мол, хлопец,—когда придем в Барселону, напомни
мне купить краски или новый брезент». Если матросы
услышат несколько раз подобные разговоры, могут ли
у них возникать сомнения относительно нашего рейса и
груза? Конечно, нет...
Штурман, выслушивая наставления, стоял молча. Уши
у него налились кровью. Плавание с таким капитаном,
который захватил чужую вакансию да еще упивается
своею властью, ему надоело. Он даже будет рад, если
судно напорется на немецкую субмарину.