СОЛЕНАЯ КУПЕЛЬ
185
XIX
Руководимый лоцманом, большой голландский грузо
вик, бурля мутные воды роттердамской гавани и преду
преждая ревущими гудками встречные суда, медленно
подвигался вперед—к причальной стенке, где возвыша
лись огромнейшие здания складов. На его борту нахо
дились и моряки с погибшего «Ориона». Три дня про
шло с тех пор, как подобрал их французский истребитель.
Он оказал им первую помощь и передал их на первое
встречное судно, а сам, имея назначение военно-опера
тивного характера, унесся в океанскую даль. Орионовцы
очень были довольны, что они попали под нейтральный
флаг Нидерландов и что пароход возвращался в свой
порт. За три дня они успели отдохнуть и поправиться.
Правда, лица их все еще были худы, но кожа на теле
приобрела прежнюю эластичность. Ласкаемые морским
ветром, они теперь стояли все на палубе, бросая по с т о
ронам изумленные взгляды, словно не веря в свое спа
сение. Позади остались лютые пытки, ужас и смерть,
а здесь кругом кипела волнующая жизнь. По реке Маас,
загороженной о т набегов океанских волн каменными мо
лами и наносными островами, с уходящими в стороны
бассейнами и многочисленными каналами,—в этом обшир
ном водоеме скопились тысячи разных кораблей. Тут
были пассажирские пароходы, грузовые транспорты, бук
сирные катера, рыболовные тральщики, парусно-мотор
ные шхуны, баржи. К этому примешивались пловучие
краны, доки, элеваторы. И все эт о при надобности пере
двигалось с одного места на другое. Между корпусами
океанских великанов, как букашки, проворно шныряли
моторные лодки. Гавань, работая, скрежетала железом,
перекликалась человеческими голосами, разнотонно гор
ланила паровыми гудками. Здесь пахло Африкой, Индо
станом, Цейлоном, Азорскими островами.