Я не писатель, но Валя пробуждает во мне раз-
вые мысли. Н а всё хочется иметь своё определе
ние. Соловей только потому хорошо поёт, что где-
то в кустах его слушает соловьиха. И каждый из
людей по-своему поёт для своей соловьихи: один
играет на скрипке, другой картины пишет, третий
что-нибудь изобретает, четвёртый мошенничает и
таю далее. И мне хочется хоть чем-нибудь уди
вить и обрадовать мою Валю. Я занимаюсь са
мообразованием и напрягаю свой мозг, чтобы
быть образованным человеком. Вытянусь в ниточ
ку, а своего добьюсь.
Иногда приходит мне в голову такое сравнение.
Нужно, скажем, кораблю перейти в другой
порт — за три тысячи морских миль. Что для это
го делается? Командир отдаёт распоряжение,
куда итти, и корабль снимается с якоря. У штур
мана давно уж е на морской карте проложен курс
к определённому маяку. Какие испытания пред
стоят этому судну в пути? Девиация компаса и
склонения компаса будут сбивать его с намечен
ного курса. Н о хороший и опытный штурман при
мет все это во внимание и внесёт свои поправки.
Найдутся и ещё помехи для корабля — побочные
течения или сильные ветры будут сносить его в
ту или другую сторону от намеченного курса.
Опять потребуются поправки. На
пути могут
встретиться подводные рифы. Их придётся обой
ти. Наконец, могут обрушиться на него такие
встречные бури, когда чёрные тучи смешаются с
вздыбившимся морем. Кругом даже днём ничего
не видно, а ночью и подавно. Случается, что ма
шины работают во всю мочь, чтобы двигать ко
рабль вперёд, но буря, словно таранами, бьёт в
его скулы волнами й отбрасывает назад. И всё
же, хоть с опозданием, он придёт к тому маяку,
к какому нужно.
125