ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 353

з
ВЬСТНИКЪ
РЯЗАНОКАГО
ГУБВРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
49
смотря
на
новыя
постройки
школъ,
на
блестящую,
внѣшность^
качественная
сторона
обученія
переживаетъ кризисъ.
Въ
дан-
яомъ
случаѣ
можно
къ
нашимъ
уѣзднымъ
земствамъ
примѣ-
нить
глубоко
вѣрныя
мысли,
высказанныя
редакторами
книги
„Народное
образованіе
въ
земствахъ«:
„Качественное развитіе
всѣхъ
начинаній
по
народному
образованію
остановилось
въ
болыпинствѣ
уѣздовъ
на
мѣстѣ,
а во
многихъ
случаяхъ
пошло
яазадъ.
Учатъ
въ
школахъ по
старому,
безъ
достаточной
под-
готовки
и
навыковъ;
схоластика
заѣдаетъ
по-преяснему
школу,
учащіеся
быстро
забываібтъ
по
окончаніи
все,
чему
ихъ
учили
5
здавія
остаются
безъ
присмотра,
учитель
является
гораздо
бо-
пѣѳ
чѣмъ
прежде
лишь гостемъ
въ
деревнѣ,
экзамены
своей
нелѣпостыо
поражаютъ
каждаго
свѣжаго
человѣка
и
мертвятъ
порывы
молодыхъ
учитѳльскихъ
сипъ.
Наконецъ,
что
особенно
страшно,
замѣчается
бюрократизація
народнаго
образованія,
ко-
торая
проявляется,
съ
одной
стороны,
въ
томъ,
что
само
зем-
ство
принимаетъ
бюрократическія
замашки,
т.
е. чисто
внѣш-
нее
формальное
отношеніе
къ
школамъ
и
учащимъ,
а
съ
дру-
гой
стороны
}
въ
томъ
5
что
вліяніе
на
внутреннюю
сторону
на-
родваго
образованія
начинаетъ
ускользать
изъ
рукъ
земствъ
и
переходитъ
въ
руки
численно
и
матеріально
усиленной
инспек-
ціи
ж
дирекціи
мин.
нар. проев.
Почти
всѣ
начинанія
по
на-
родному
образованію
во многихъ земствахъ
остаются
безъ
вся-
каго
призора,
и
очень часто
все
отношеніе
земствъ
къ
школамъ
ограничивается
постройкой
зданій,
замѣщеніемъ
учительскихъ
вакансій
и
оплатой
счетовъ,
объ
остальномъ
думать
некому
и
некогда.
Часто
и
хозяйственная
часть
дѣла
ведется
настолько
хаотично,
что
производится
масса
лишнихъ
расходовъ,
ассигнов-
ки на
самыя
необходимыя
нужды
остаются
неиспользованными,
въ
однѣхъ
школахъ выписываются
ненз^жныя
пособія,
въ
дру-
гпхъ ничего
нѣтъ,
и
т.
д.
„Ясно,
что
при
такихъ
условіяхъ
количественный
ростъ
те-
ряетъ
свой
смыслъ
и
значеніе,
такъ
какъ
во всемъ
этомъ
боль-
шомъ
объемѣ
заключается
сравнительно
немного
внутренняго
положительнаго
содерясанія.
Получается,
главнымъ
образомъ,
улучшеніе
статистическихъ
данныхъ.
Отроятъ,
напр.,
земства
прекрасныя
школьныя
зданія
согласно
требованіямъ
гигіены
XX
вѣка
и
не
нарадуются,
на
свои
труды,
а
преподаваніе
въ
этихъ
зданіяхъ
ведется
по
правиламъ
педагогики
среднихъ
вѣковъ.
Основываютъ
земства
народныя
библіотеки,
а
книжки
въ
по-
слѣднихъ
во многихъ
случаяхъ
спокойно
лежатъ
на
полкахъ,
1...,343,344,345,346,347,348,349,350,351,352 354,355,356,357,358,359,360,361,362,363,...748
Powered by FlippingBook