ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 362

58
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУЕЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
^
g
ясно
и
убѣдительно
доказываѳтъ,
что
согласный звукъ
совершенн
невозможно записать
отдѣльно,
въ
чистомъ
видѣ,
несмотря
на
точнѣйшіе
и
строго-научные
пріѳмы
записей,
такъ
какъ
онъ
всегд
получается
записаннымъ
вмѣстѣ
съ
какимъ-нибудь
гласнымъ
призвукомъ.
Цѣликомъ
научно
обоснованной
является
и
стать
К.
Жптомірскаго
въ
8
„Школы
л
Жизни"
за
1915
г.,
посвя-
щенная
„принципамъ
методовъ
обученія
грамотѣ".
Да
и
статьи
разсматривающія
отдѣльные
методы
обученія
грамотѣ,
въ
боль-
шинствѣ
случаевъ
являются
научно-освѣгценными.
Изъ
статей,
посвященныхъ
общему обзору
методовъ
обучѳ-
нія
грамотѣ,
заслуживаешь
особаго вниманія
упомянутьгя
стать
К.
Жптомірскаго
„Принципы
методовъ
обученія
грамотѣ",
сжато,
но
ярко
излагающая
сущность
главнѣйшихъ
методовъ
обучѳвія
грамотѣ.
Мы
считаемъ полезнымъ
привести
ее
здѣсь
почти
цѣ-
лпкомъ
(въ
виду краткости
ея).
„Такъ
называемый
буквослагатѳльный
методъ
обученія
гра-
мотѣ
заключается
въ
томъ,
что
учащійся,
выучивъ названія
буквъ,
при
чтеніи
слога
пѳречисляѳтъ
названія
входящихъ
въ
него
буквъ,
а
звуковое
значѳніе
всего слога
ему
подсказываетъ
самъ
учитель.
Учитель разсчитываетъ
на
то,
что
учѳникъ
заучитъ
наинусть,
какой
звукъ
соотвѣтствуетъ
перечисленной
группѣ
буквъ
въ
„складахъ".
Формула
получается
такая:
буки
+
рцы
+
азъ=^а,
или
бе+эръ
+
а
—бра.
Мнимозвуковой
методъ
фактически
шелъ
тѣыъ
же
путемъ:
бъ
ръ
бра.
*)
„Но
если,
во
славу
метода,
учитель
нѳ
хотѣлъ
подсказать
ученику,
если
за
него этого
не
дѣлалъ
какой-либо
знакомый уже
немножко съ
грамотой
товарищъ
ученика,
то
добиться
отвѣта(бъ~
эръ
З
а—
?)
учителю
стоило
нѳимовѣрныхъ
усилій
и
огорчѳнійпо
.
:
поводу
того,
что
прекрасное
въ
мѳтодикѣ
не
удается
на
практикѣ,
„Однако,
бывали
же
случаи,
когда
пѳдагогъ
-учитель
добивался
„слъянія
звуковъ"
безъ
всякаго съ
чьей
бы
то
ни
было
стороны
пбДсказа;.
Но
это
удавалось
лишь
благодаря
либо
прѳдваритѳль-
нымъ
-устн-ымъ
упражненіямъ
въ
„сліяніи звуковъ"
(въ
этомъ
слу-
'■ѵ-
.'яа.ѣ,
под-сказы
не
запрещаются
методистами),
либо
благодаря
„од-
новременному
обучѳнію
письму",
когда
учитель,
самз того не
за-
мѣчая
,
подсказываетъ
ученику
рѳзультатъ
сліянія.
Диктуя,
онъ
произноситъ прежде
результата
(бра),
а
когда
учѳникъ
коле-
блется,
какъ
начать
или
продолжать,
онъ начинаетъ
буквенный
*)
Взрывной
согл.
звукъ,
называемый
тонкимъ
дридыханіемъ,
авторъ
-обозначаетъ
э >
т. е.
греческимъ
знакомь,
но
написаннымъ въ
строчку.
1...,352,353,354,355,356,357,358,359,360,361 363,364,365,366,367,368,369,370,371,372,...748
Powered by FlippingBook