ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 361

3
ВЪСТЯИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУВЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
57
Методика
обученія
грамотѣ
въ
журнальной
литература
1914-15
г.г.
*)
Вопросъ
о
методахъ
обученія
грамотѣ
иривлекаетъ
за
по-
спѣдніѳ
годы
къ
себѣ
все
болѣе
и
болѣе
вниманія,
при
чемъ
этотъ
вопросъ
теперь
стапъ
уже разсматриваться
не
столько
въ
пло-
скости
практической,
сколько
съ точки
зрѣнія
научно
теоретической.
Въ
журнальньіхъ
статьяхъ
истѳкшаго,
а
частью
тѳкущаго
года,
посвященныхъ
общимъ
обзорамъ
различныхъ
методовъ
обученія
грамотѣ,
мы
находимъ
постоянныя
ссылки
на
научныя
данныя
по
общей
и
экспериментальной
педагогикѣ
и
психологіп,
по
научной
фонетпкѣ
и т.
д.
Такъ,
авторъ
статьи
„Новое
въ
мѳтодикѣ
обу-
танія
грамотѣ"
въ
№ 13
14
„Народнаго
учителя"
за
1914
г.
(г,
Зенинъ),
говоря
о
неудовлетворительности
звукового
метода,
ссылается
на
научную
фонетику. „Многихъ
звуковъ",
пишетъ
онъ,
„буквенное
обозначеніѳ
которыхъ
имѣется
въ
каждомъ
языкѣ,
въ
пхъ
чистомъ
видѣ
совсѣмъ
не
существуетъ
въ
рѣчи
человѣка,
говоритъ
наука. Въ
этомъ можетъ легко
убѣдиться
каждый,
про-
изнеся
вслухъ
нѣкоторыѳ
изъ
согласныхъ,
напр.:
б,
д, т,
х
и
проч.
При
произнесѳніи
этихъ
звуковъ
мы
ясно
у
слышимъ,
что
про-
изнесли
ихъ
не
въ
чистомъ
видѣ,
а
съ
призвуками
гласными.
По
этому
поводу
проф.
Новороссійскаго
университета
А.
М.
Том-
сонъ
говоритъ
слѣцующеѳ:
„Обыкновенно
к,
п, с,
д
и
проч. про-
износятся
приблизительно
индиферѳнтнымъ
положеніемъ
языка
при
срѳднемъ
раскрытии
рта,
т. е.
съ
рѳзонаторомъ,
дающимъ
нѣчно
въ
родѣ
кы, пы,
сы,
ды
и
т.
д.,
такъ что
вмѣсто
мнимыхъ
отдѣльныхъ
согласныхъ
въ
действительности
произносятся
иска-
женный
кы,
пы,
сы,
гы и
проч."
Экспериментальная
фонетика
*)
Перепечатано
изъ
журн.
„Родной
языкъ
въ
школѣ",
сентябрь
1915
г.
1...,351,352,353,354,355,356,357,358,359,360 362,363,364,365,366,367,368,369,370,371,...748
Powered by FlippingBook