ПРЕЗЕНТ, И. И. В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ: И. В. МИЧУРИН И ЕГО УЧЕНИЕ. 1948 - page 124

Можно выраститъ, например, огромный куст озимой пшеницы,
но это растение не сможет плодоносить. Для этого озимую
пшеницу надо высеять весной, т. е. не дать ей пониженной
температуры, нужной для ее развития — для прохождения
первого этапа, первой стадии развития к плодоношению.
Можно вырастить огромное по высоте растение кукурузы, но
оно не разовьется к плодоношению, если не дать ему усло­
вий для прохождения второго этапа, второй стадии развития
к плодоношению, если не дать нужного кукурузе светового
режима на время прохождения ею второй стадии. Одним
словом, для роста и для стадийного развития могут быть не­
обходимы
разные
условия. Оказалось, что у очень маленького
по росту растеньица, у семени, которое только чуть-чуть
наклюнулось, может пройти первая стадия развития к плодо­
ношению. Отсюда и вырос агролрием «яровизации» наклю­
нувшихся семян, прием, делающий возможным выколашива-
ние озимых при посеве весной и ускоряющий наступление пло­
доношения у яровых культур.
Так были заложены Т. Д. Лысенко основы новой и исклю­
чительно плодотворной теории стадийного развития растений.
О практических результатах «яровизации», об условиях
первой и второй стадий развития к плодоношению и писал
агроном Лысенко в книжечке, посланной им Мичурину.
Мичурин с удовлетворением мог отметить, что его идеи
ширятся, находят новое применение, поднимаются на новую
теоретическую ступень. И главное: Лысенко не только вне­
дрял свои идеи в массы, но разрабатывал их при самом ши­
роком участии колхозных опытников.
Каждый труженик земли —опытник! Это ведь была
заветная мечта Мичурина. Для осуществления этой мечты
много сделал Лысенко. Под его руководством тысячи людей
приобщались к открытиям в науке. Недаром Мичурин следил
по периодической печати за работами своего «неизвестного
ученика», недаром! он любовно вырезал из газеты и сохранил
портрет Лысенко.
Работы Лысенко и всего коллектива мичуринцев шири­
лись и множились не по дням, а по часам. Можно сказать,
сыпались, как из рога изобилия. И все эти открытия в области
плановой половой и вегетативной гибридизации, коренного
перевоспитания свойств организмов и многие, многие другие
имели своей общей подосновой мичуринское учение о един­
стве организма и его условий жизни.
Работы и достижения H
j
В. Мичурина, Т. Д. Лысенко
и всего коллектива мичуринцев дают возможность сделать
самые широкие общебиологические обобщения и выводы,
простирающиеся далеко за пределы биологии сельскохозяй­
ственных растений. Они открыли громадные общебиологиче-
1...,114,115,116,117,118,119,120,121,122,123 125,126,127,128,129,130,131,132,133,134,...218
Powered by FlippingBook