ПРЕЗЕНТ, И. И. В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ: И. В. МИЧУРИН И ЕГО УЧЕНИЕ. 1948 - page 126

Отныне невозможно разрабатывать какую бы то ни было
проблему биологии на уровне современности, не обращаясь
к Мичурину как к учителю, не обращаясь к работам Лысенко
как к новейшему этапу мичуринского учения.
В чем же заключается общебиологическая сущность от­
крытий Мичурина и Лысенко?
В течение индивидуальной жизни организма резко
меняется не только его облик, но и вся его приспособленность
к условиям жизни. Элементы внешней среды, к которым
организм в одном периоде своего развития относится безраз­
лично или которые могут быть даже вредны для него, в дру­
гом периоде оказываются нередко необходимейшими усло­
виями для его нормального развития и существования, оказы­
ваются условиями существования,
требуемыми
природой дан­
ного организма. В свете дарвинистского анализа становится
ясно:
меняющиеся в процессе индивидуального развития
требования организмом условий развития
это оборотная
сторона их исторически складывавшегося приспособления; эти
требования — основные, характеризующие породу, отличи­
тельные черты.
Что, по Лысенко, характерно, например, для озимых
в отличие от яровых культур? Потребность в холоде на пер­
вом этапе жизненного цикла, на стадии яровизации. Попро­
буйте озимой пшенице не обеспечить холода после того, как
она тронется в рост, — не будет развития к плодоношению,
вы не дождетесь ни колоса, ни семян. Попробуйте обмануть
озимую пшеницу: дайте ей взамен холода обильный полив,
дополнительное питание, сильное освещение или, наоборот,
темноту.
Упрямое растение все равно не будет проходить стадию
яровизации. Оно требует для яровизации именно определен­
ных температур и ко всем предложенным «эрзацам» остается
равнодушным. Это продолжается в течение определенного
периода времени.
Но вот озимая пшеница, получив в течение определенного
периода нужные условия, прошла, завершила стадию ярови­
зации; здесь наступает резкий перелом в ее требованиях: она
требует уже обязательно более высоких температур и, глав­
ное, длительного освещения в течение дня. И опять растение
не удовлетворится никакими заменителями, а будет требо­
вать в течение определенного периода времени совершенно
определенные условия для своего развития.
Обратитесь к другим культурам: возьмите1 просо. Просо
в период яровизации требует более высоких, нежели озимая
пшеница, температур, а на втором этапе своего развития оно
требует обязательно темноты. Однако и этому наступает
конец: пройдя вторую стадию развития, просо опять резко
108
1...,116,117,118,119,120,121,122,123,124,125 127,128,129,130,131,132,133,134,135,136,...218
Powered by FlippingBook