Для пояснения установленной им закономерности Мичу
рин приводит схему.
Отводочное растение
продолжает
формирование, начиная
его с того состояния, в котором находилась исходная ткань
материнского дерева. Корни отводочного растения могут
резко отличаться от корней маточного растения и будут обла
дать степенью культурности, присущей именно тем тканям
маточного растения, от которых взят отпрыск для окоренения.
Отсюда следовали выводы, весьма важные для работы
с плодовыми, в частности, что отнюдь не безразлично, откуда,
с какой части дерева брать черенок для окоренения, прививки
и т. п.
Если у выросшего из сеянца уже плодоносящего ' де
рева взять в целях размножения данного сорта черенок
с нижних ветвей дерева или, тем более, отпрыск от корневой
шейки, то получится растение не
данного,
а совершенно дру
гого качества почти так же, как при выращивании сеянца из
семечка данного дерева. И несмотря на то, что дерево, от
которого взят такой черенок, уже давно вступило в пору пло
доношения, сам черенок будет еще так же далек от плодоно
шения, как и молодой сеянец.
Однако из этого положения Мичурина следовали выводы
гораздо более широкие и касающиеся не только плодовых.
Эти дальнейшие теоретические выводы сделал Лысенко на
основании своих экспериментальных работ. Лысенко доказал,
что у
любого
растения, в том числе и у однолетних полевых
злаков, изменения, подготовляющие растение к плодоноше
нию, происходят в точках роста и передаются при делении
клеток дочерним клеткам выше располагающихся тканей.
Поэтому каждая вновь образовавшаяся дочерняя клетка
с самого начала уже находится на ступени развития мате
ринской и
продолжает
цикл развития к плодоношению, начи
ная со ступени, уже достигнутой материнской клеткой. Благо
даря этому более поздно образовавшиеся,
более молодые
ткани
более зрелы
в смысле их готовности к плодоно
шению.
Вывод, к которому пришел Лысенко, был парадоксален,
однако совершенно непреложен: часть растения,
наиболее
молодая по возрасту,
по времени образования, может в то
же время быть
наиболее старой по развитию,
наиболее зре
лой стадийно, т. е. наиболее близкой к завершению цикла
развития — к плодоношению.
Нежный молодой прирост несет в себе груз времени: ста
дийные достижения предшествующего развития породившей
его материнской ткани.
Далее Лысенко установил, что для
роста
растения и для
его
развития
могут быть необходимы не одни и те же условия.
105