№11
ВЪСТНИКЪ РЯЗДНСКАГО ГУВЕРНСКАГ'О
ЗЕМСТВА.
85
Письма
учителей.
Объ
учебникахъ
въ
начальной
школѣ.
Въ
октябрьской
книжкѣ
„ВѣстникаРяз.
Губ.
Зем."
за
этотъ
годъ
помѣщена
статья
„Объ
учебникахъ
въ
4-мъ
отдѣпеыіи
начальной
школы"
учителя П. Г.
Бѣлянина.
Прочитавъ
эту
статью,
невольно
хочется кое-что
и
мнѣ
сказать,
а
также
слѣ-
довало
бы
и
просить другихъ
учителей
высказаться
по
затро-
нутому
важному вопросу.
По
вопросу
о
томъ,
какіе
учебники
сельской
школы
долж-
ны
найти
для
себя
наиболѣе
удобными.
Мы,
учащіе,
не знаемъ
ни
одного
учебнаго
руководства
изъ
числа
имѣющихся
въ
рус-
ской
дитературѣ
и
назначенныхъ
для
учениковъ
сельскихъ
школъ,
которыя
мы
бы
могли
причислить
къ
разряду
не только
наибопѣе
удобныхъ,
но
даже
просто
удобныхъ.
И
не
знаемъ
не
потому,
чтобы
не
повѣряли
учебниковъ
на
практикѣ,
въ
пре-
подаваніи,
а
потому,
что
русская
литература
не
дала
еще
тако-
выхъ
сельской
школѣ.
Чтобы
дать
ихъ,
разумеется,
надо
знать,
чего
сами
сельскіе
учителя
и
учительницы
желаютъ отъ
учеб-
никовъ,
назначенныхъ
для
учениковъ
и
ученицъ
сельскихъ
школъ.
Высказаться
объ
этомъ
необходимо
каждому
сельскому
учителю.
На
основаніи
опытовъ
и
наблюденій
учащихъ
надъ
сельскими
школами
можно
остановиться
на
нижеслѣдующихъ
уеловіяхъ,
которыми
можно
измѣрить
удобство
или
неудобство
учебниковъ
для
учениковъ
сельской
школы:
1)
учебникъ
не
доп-
женъ
быть
копіей
или
передѣлкой
какого-либо
иностраннаго
учебника;
2)
учебникъ
должѳнъ
быть
составленъ
для
ученика
сельской
школы
11
—
12-лѣтняго
возраста,
а
не
для
сельскаго
учителя,
или
смѣшанно;
3)
языкь
учебника
долженъ
отличаться
ясностью
и
не
длиннымъ
строеніемъ
рѣчи;
4)
учебникъ
дол-
женъ
быть
пригоденъ
и
для
самостоятѳльныхъ
классныхъ
заня-
т'й учениковъ;
5)
въ
тѳкстѣ
каждаго
урока
учебника
должны
выходиться:
рисунокъ,
картина
съ
изображеніями,
служащими