78
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№ 11
дѣленій.
Главы
эти въ
высшей
степени полезны
для
начина-
ющихъ
учителей,
а
особенно
учительнидъ,
не
нрошедшихъ
курса
спеціальнаго
учебнаго
заведенія
(учительской
семинаріи).
Такъ,
прежде
чѣмъ
говорить
о
составѣ
самостоятельныхъ
работъ
перваго
отдѣленія,
авторы
подробно
останавливаются
на
организадіи
самыхъ
первыхъ
уроковъ
съ
этимъ
отдЬленіемъ,
при
чемъ
горячо рекомендухотъ широкое
распространевіе
цѣле-
сообразнаго
обычая
начинать
занятія
съ этимъ
отдѣленіемъ
на
двѣ недѣли
раньше
общихъ
занятій
со
всей школой
(съ
поло-
вины
августа
до
1
сентября).
Самое
указаніѳ
характера
и
со-
става
самостоятельныхъ
работъ
въ
этомъ
отдѣленіи
имѣетъ
со-
вершенно
конкретный
и
практическій
видъ:
мѣстами
даже
какъ
будто
излишне
детализированы
и
элементарны
эти
указанія.
Но
для
начинающихъ
и
неопытныхъ
учащихъ
такая
детализація
безусловно
полезна.
Такой
же
конкретный
и
вподнѣ
практическій
характѳръ
носятъ
и
указанія
о
характерѣ
и
составѣ
самостоятельныхъ
ра-
ботъ
въ
послѣдующихъ
отдѣленіяхъ.
Обзоры
всѣхъ
возможныхъ
видовъ
работъ
дѣлаются
по
предметамъ, при
чемъ эти
обзоры
сопровождаются
указаніемъ
руководствъ
и
пособій
для
разныхъ
видовъ
самостоятельныхъ
работъ.
Но нужно
сказать,
что
пере-
чень
пособій
не является
достаточно
полнымъ,
хотя
указываются
пособія,
въ
большинствѣ
сдучаевъ
дѣйствительно
заслуживаются
рекомендации- Есть,
впрочемъ,
и
нѣкоторыя
спорной
дѣнностп
пособія.
Такъ,
я
бы
не сталъ
рекомендовать
Борисова
и
Лаврова
„Новый
путь
обученія
устному
и
письменному
вы-
раженію
мыслей
ч,
по
мотивамъ,
подробно
изложенвымъ
въ
моихъ
,,Методическихъ
очеркахъ
о
преподаваніи
родного
языка".
Къ
сожадѣнію,
подьзованіе
авторами
пособіемъ
Борисова
и
Л
а в
р
о
в
а
повлекло
за
собой
методически
мало
пріемлемыя
указанія
характера
работъ
по
,,изложѳнію
мыслей"
(см.
стр.
67
—
68)-
Подробный
разборъ
основаній,
по
которымъ
я
считаю
эти
указанія
методически
и
педагогически
непріемлемыми,
от-
вдекъ
бы
меня
въ
сторону:
придется
опять
сослаться
на
мои
„Метоцическіе
очерки",
гдѣ
изложены эти
основанія. Въ
чискѣ
пособій
для
„Работъ
по
картинкамъ",
думается,
напрасно
отсут-
ствуютъ
книжки
Михеев
а
„Сочиненіе
по
картинкамъ",
серія
въ
10
книжекъ
по
5
коп..
Нѣсколько
рано,
по
моему
мнѣніЮі
появляется
въ
этомъ же
отдѣдѣ
адьбомъ
Вс.
Флерова
,
,Нзъ
жизни
дѣтей":
пользоваться
картинами
этого
альбома
даже
со
второго
отдѣленія
рановато,
а
тѣмъ
бодѣе
въ
первомъ
отдѣпѳвіп.