80
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№
11
плѳніе
и
упроченіе
навыковъ
для
старшихъ
отдѣленій),
и
пред-
метные
уроки
—
въ связи съ
бэсѣдами
по
исторіи,
географіц,
природовѣдѣнію,
устный
счетъ
и
т.
д.
и т.
ц.
Въ
тѣхъ
же
цѣляхъ
лучшаго
объедивенія
всей
школы въ
продуктивныхъ
знаніяхъ
и
въ
цѣляхъ
развитія
того же
начала
взаимопомощи
и
дз^ха
товарищества
—
Обуховъ
и
Коридалинъ
предлагаютъ
привлекать старшихъ
учениковъ
на
помощь
учите-
лю.
Въ
какой
формѣ
и какими
именно
учениками
можетъ
быть
проявлена
эта
помощь,
объ
этомъ
мы
находимъ
указанія
въ
особой
главѣ
разсматриваемой
книги
(гл.
XI).
ТІри
этомъ
авторы
вполнѣ
умѣстно
подчеркиваютъ,
что
„старшій
уче-
никъ
ни въ какомъ
отношеніи
не
долженъ
заме-
нять
учителя;
ему
можно
поручать
или
усвоеніе
проработаннаго,
или
каку
ю-н
ибудь
чисто
механи-
ческую
помощь»
(стр.
.121).
Такимъ
образомъ,
при
наличности
у учащаго двухъ
отдѣ-
леній,
занятія
съ
ними
могутъ
съ очень
большой
пользой
для
дѣла
разнообразиться.
Учитель
или
даетъ
обдуманную
и
важ-
ную
для
отдѣленія
самостоятельную
работу,
стоящую
въ
свяаи
съ его
уроками
въ этомъ
отдѣленіи,
или
онъ
соедивяѳтъ
оба
отдѣленія
для
общей
работы,
или
поручаетъ,
наконецъ,
отдѣпе-
нію
выполненіе какой-либо
работы
болѣе
или
менѣе
механиче-
скаго
характера
подъ
наблюденіемъ
помощника
изъ
старшихъ
учениковъ. Но
всѣ
эти
виды
занятій
не
должны
носить
случай-
наго
характера
занятій
по
вдохновенію,
а
должны
быть
заранѣе
строго продуманы
и
приведены
въ
стройную
систему.
Удачно
составленное
расписание
занятій
въ этомъ
случаѣ—
-великое
дѣло.
Въ
XII
главѣ
своей
книги
Обуховъ
и
Коридалинъ
даютъ
рядъ
пркмѣрныхъ
расписаній
занятій
съ
двумя
отдѣленіями
въ
разныхъ
комбинаціяхъ
ихъ.
При
этомъ
совершенно
умѣстно
н
по
мотивированнымъ
соображеніямъ
авторы
вводятъ
получасо-
выя
смѣны
занятій
въ
нѣкоторыхъ
случаяхъ,
смотря
по
харак-
теру
работъ.
Въ
менѣе
благопріятныхъ условіяхъ
въ
смыслѣ
продуктив-
ности
работы
находится
учащій,
у
котораго
на
рукахъ
не
два,
а
три
отдѣленія.
А
такихъ школъ пока
еще
очень
не
мало.
Однако,
пессимистически
настраиваться, думая,
что
до
тѣхг
поръ,
пока на
рукахъ
у учителя
будетъ
по
три
отдѣленія,
нель-
зя
ожидать
сносныхъ
результатовъ
въ
учебной
работѣ,
и
въ
этомъ
случаѣ
не
слѣдуетъ.
Обдуманная
и
раціональная
органи-
зация
занятій
съ
тремя
отдѣленіями
дастъ
возможность
и
въ та-