—
57
—
Линія
Москва
—
Саратовъ
еъ
вѣтвями.
Роль
путей
Въ
прошлой
жизни
всего
края,
обслуженнаго
ли-
сообщенія.
ніей Москва
—
Саратовъ
съ
вѣтвями,
путямъ
сообщенія
при-
надлежитъ
крупная
роль;
роль
эта
была
особенно
велика
въ
центрѣ.
Извѣстный
историкъ
И.
Е.
Забѣлинъ
считаетъ,
что
главнѣйшимъ
двигателемъ
въ
созданій
самой
Москвы
были
„добрые
сподручные
пути",
въ
узлѣ
которыхъ
она
зародилась.
При
помощи
этихъ
путей
Москва
развилась,
собрала
во
едино
всю
Русь
и
распространила
свое
вліяніе
настолько, что
стала
всемірноисторическимъ
городомъ.
Когда
на
смѣну
первобытнымъ
путямъ
явились
желѣзныя
до-
роги,
то,
подчинись
сложившемуся
вѣками
укладу
торговыхъ
свя-
зей
Москвы,
онѣ
подошли
къ
ней
по
радіусамъ
главнѣйшихъ
торговыхъ
теченій,
образовали
здѣсь
узелъ, самый
обширный
въ
Россіи,
и
продолжаютъ начатую древними торговыми
путями
исто-
рическую
работу, способствуя
дальнейшему
развитію,
процвѣтанію,
обогащенію
и
славѣ
первопрестольной
столицы,
вліяніе
Москвы.
Москва,
распространившая
свое
могучее
вліяніе
на
далекіе
предѣлы
русскаго
царства,
съ
еще
большей
властностью
подчинила
себѣ
ближайшій
къ
ней
районъ,
прорѣзанный
желѣз-
ною
дорогой.
Въ
этомъ
районѣ
силы
людей,
произведенія
почвы,
занятія
и
промыслы
—
все
связано
съ
Москвою. Москва
даетъ
за-
работокъ
тѣмъ,
кто
въ
нее
приходить,
Москва
посылаетъ
работу
на
домъ
тѣмъ,
кто
остается
въ
деревняхъ
и
селахъ.
Всѣ
кустар-
ные
промыслы
въ
подмосковномъ
районѣ
основаны
на
заказахъ,
даваемыхъ
Москвою.
Вліяніе
Москвы
сказывается
не
только
въ
ближайшихъ
мѣ-
стахъ;
оно властно
замѣтно
за сотни
верстъ
отъ
Москвы.
За
Окою,
въ
предѣлахъ
Тульской
и
Рязанской
губерній,
оно
сказывается
на
частновладѣльческихъ
имѣніяхъ,
гдѣ
молочное
хозяйство
одна
изъ
доходныхъ
статей;
оно
еще
болѣе
замѣтно
во
всей
жизни
деревень
и
селъ,
которыя,
за
уходомъ
изъ
нихъ
большинства
муясского
населенія
на
заработки
въ
Москву,
пріобрѣ-
таютъ
характеръ
„бабьей стороны";
здѣсь
женщины
исполняютъ
всѣ
тяжелыя полевыя
работы:
пашутъ,
косятъ
и
проч.