ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ШЕСТОЙ. № 1-12 : ЯНВАРЬ - ДЕКАБРЬ. - 1917. - page 536
70
Вѣстиикъ
Рязанскаго
Губѳряскаго
Земства
№
10-11-12
просвѣщенія.
Точно
также
и
относительно
народнаго
театра:
устроить
его,
поставить
ту
или
иную
пьесу
—
такъ же
трудно
было,
какъ
и
открыть
библиотеку
и
снабдить
ее книгами.
Организовать
лекціи,
открыть
какое-нибудь
культурно-про-
свѣтительное
учрежден
іе,
какъ
напримѣръ,
школу
для
взрослыхъ,
народный
университетъ
—
почти нельзя
было.
На
каждомъ
шагу
выростали
препятствія,
—
и
прежде
всего
требовалась
злополучная
«политическая
благонадежность».
Съ
точки
зрѣнія
ея
всѣ
вопросы
народнаго
образованія
разсматривались
и
рѣшались.
Все
было
взято
подъ
подозрѣніе,
подъ
опеку,
подъ
контроль-
Полидейскій
режимъ
во
всемъ
чувствовался
и
процвѣталъ,
какъ
нигдѣ.
Вслѣдствіе
этого
внѣшкольное
образованіе
старались
связать
со
школьнымъ:
библиотеки,
воскресныя
школы,
народныя
чтенія
больше
всего
открывались
при
школахъ.
Внѣшкольное
образованіе
не
было
самостоятельнымъ,
да
и
не
могло
быть
таковымъ:
оно
какъ
бы
состояло
на
службѣ
у
школьнаго
образованія,
было придаткомъ
къ
нему.
Правда,
между
школой
и
внѣшкольнымъ
образованіемъ
есть
извѣстнаго
рода
связь,
но,
несмотря
на
это,
все
же
оба
вида
обра-
зованія
являются
различными
учрежденіями
въ
области
культур-
но-просвѣтительной
дѣятельности,
преслѣдуюіхщми
не
совсѣмъ
оди-
наковьія
цѣли,
хотя
цѣли
эти и
родственны между
собою.
Всякая
школа
даетъ
главнымъ
образомъ
методы
для
ѵсвое-
нія
матеріала.
Что
же касается
внѣшкольнаго
образованія,
то
оно
даетъ
въ
болынинствѣ
случаевъ
самый
матер
іалъ.
Какъ
школа является
самостоятельной,
точно
такъ
же
и
вне-
школьное
образованіе
должно
быть
самостоятельнымъ, ибо
его
задачи
заключаются
въ
поднятіи
культурнаго уровня
массы.
Для
государства
одинаково
важно,
чтобы
и
дѣти
и
взрослое
населеніе
были грамотны, развиты
и
обладали
бы
извѣстнымъ
минимумомъ
знанія. А
такъ какъ
взрослому
населенію приходится
самому
строить
свою
общественную
жизнь,
то
для
государства
далеко
не
все
равно—
будутъ-ли
его
члены
темны,
невѣжественны,
или они
будутъ
обра-
зованными
и
всесторонне развитыми.
Для
общества
и
государства
внѣшкольное
образование
одинаково
важно
и
цѣнно,
какъ
и
школьное.
Проводя
параллель
между
задачами
школы и
внѣшкольнагс
образованіЯг-
приходится
констатировать,
что
внѣшкольное
обученіс
имѣетъ
большее
значеніе
для
взрослаго
населенія,
нежели сама
школа,
ибо
задачи
внѣшколы-іаго
обученія
значительно
шире
и г
луб
же
чѣмъ
задачи
школы.
Въ
то
время,
какъ школа
даетъ тодым
подготовку
къ
культурному
развитію
части
населенія,
—
внѣшколь
ное
обученіе
имѣетъ
своей
задачей культурное
развитіе
всего
на
ееленія.
1...,526,527,528,529,530,531,532,533,534,535
537,538,539,540,541,542,543,544,545,546,...658