76
Вѣстнивъ
Рязанскаго
Губернскаго
Земства
№ 10-11-12
когда
насаждали
у
ыасъ
просвѣщеніе
для
народа:
наши
публич-
ныя
библіотеки
тоже
обязаны
своимъ
появленіемъ
на
свѣтъ
мини-
стру
внутреннихъ
дѣлъ,
который
въ
30-хъ
годахъ
издалъ
цирку-
ляръ,
«приглашавши!
города
открывать
у
себя
общественныя
биб-
ліотеки».
*)
Собственно
иниціаторомъ
этого
былъ гр.
И.
С.
Морд-
винову
нредсѣдатель
волыю-экономическаго
общества.
Онъ
хлоно-
талъ
объ
открытіи
библіотеки,
иредставнвъ
министру внутреннихъ
дѣлъ
въ
1830
г.
объ
этомъ
докладную записку.
И
вотъ
вскорѣ
послѣ
этого
послѣдовалъ
циркуляръ министра,
разрѣшаюіцій
горо-
да
мъ
открывать у
себя
общественныя
библіотеки.
Но
мы
вернемся
къ
народнымъ
чтеніямъ.
Если
взять
всѣ
чтенія,
которыя
были
проведены
въ
народную
массу,
то
въ
общемъ
колі-гчествѣ,
можетъ
быть,
ихъ и много
наберется,
но
качественная
сторона
этихъ
чтеній
будетъ
слишкомъ
убогой,
чтобы
не
сказать
больше.
Правда,
нѣкоторымъ
земствамъ,
какъ
напримѣръ,
Пермской
губерніи,
все
же
удавалось
поставить
на
подобающую
высоту
и
эту
форму
содѣйствія
внѣшкольнаго
образования:
у
нихъ
былъ
вы-
работанъ
нланъ
чтеній,
которыя
носили
систематически!
характеръ,
были
прекрасно
обставлены
въ
техническомъ
отношеніи
и
велись
отдѣльными
спеціалистами.
По
это
были
единичныя
явленія,
ко-
торыя
въ
общій
счетъ
не
могли
иттй.
Судьба
чтеній была
такая
же,
какъ и
судьба
нашихъ
библіотекъ;
эта
культурная
сила
не
дости-
гала
своей
цѣли:
она
была
разрозненною,
одинокою,
ничѣмъ
не
связанною
формою
содѣйствія
внѣшкольнаго
образоваиія
и
прово-
дилась
въ жизнь
народа
безъ
его
участія,
безъ
его
содѣйствія.
Изъ
этого
мы
видимъ,
что
въ
организаціи
библіотекъ,
чте-
ній, устройства
народныхъ
театровъ,
открытія
воскресныхъ
школъ
и
другихъ
видовъ
внѣшкольнаго
образованія
не
было
широкаго
плана,
не
было
строго
.продуманной
системы,
игнорировалась
самодѣятельность
личности,
не
удовлетворялись индиви-
дуальные
запросы
каждаго
члена
населенія.
Вслѣдствіе
этого
и
вся
культурно-просвѣтительная
работа
по
внѣшкольному
образованію
сводилась
на
нѣтъ.
А
между
тѣмъ,
на
знамени
нашихъ
культурно-просвѣтительныхъ
учрежденій
давно
уже
было начертано:
«дѣло
внѣшкольнаго
образования
народа
—
должно
быть
дѣломъ
самого
народа».
И
это поняли
наши
лучшіе
земскіе
общественные
дѣятели-
Это
мы
видимъ
и
въ
резолюдіяхъ
1-го
общеземскаго
съѣзда
по на-
родному
образованію,
16
—
30
августа
1911 г„
который
высказался
по
вопросамъ
внѣіпкольнаго
образованія
такимъ
образомъ:
«Правильное
и
успѣшное
развитде
хозяйственной,
обществен-