Na
lO-H-12
Вѣстникъ
Рязанскаго
Губернскаго
Земства.
91
П.
Изъ страницъ
прошлой
жизни
народнаго
учащаго.
.
Условія
жизни
таковы^
что
бѣгство
учащихъ
стало
поваль-
шмъ
явлѳніѳмъ.
Для иллюстраціи
—
нѣсколько
газетныхъ
замѣ-
здкъ:
то
одного
учащаго
нѣтъ,
то
другого.
Въ этой
передачѣ
^зѳтныхъ
замѣтокъ
удерживаю
слова
^сбѣжали",
получившее
іѣсколько
техническій
гмыслъ: оставили,
службу
?
такъ
ііакъ
іѳ
могли
примириться
съ
ея
условіями.
О
правильной
работѣ
?утъ
не
можѳтъ
быть
и
рѣчи.
Бытовыя
условія,
на
который
)бречена
жизнь
народнаго
учащаго,
всегда
были
тяжелы.
Теперь
іъ
сознаніе
реакціонныхъ
круговъ
вошла мысль:
нѣмецкій
учи-
тель
разбилъ
франдузовъ
въ
1870
г.
5
русскій
учитель
въ
1905
г.
^строилъ
револгоцію.
И
учитель
превратился
въ
существо
под-
іадзорное,
изгоняемое
по
первому цоносу,
при
малѣйшемъ
юмнѣніи
въ
политической
благонадежности.
Это
—
парія,
илоть,
;ъ
котсрымъ
можетъ
расправиться
всякій,
кому
не
лѣвь.
Въ
отдал
енныхъ
случаяхъ народнаго
учителя
при
желаніи
началь-
:тво
просто
бьетъ
—
въ
буквальномъ
смыснѣ
слова:
бьетъ
ку_
іаками.
(Напп.,
случай
съ
учптелемъ
двухкласснаго училища
ЕІиколаевымь
въ
Каменецъ-Литовскѣ,
Подольской
губ.
(„Со-
зременное
Слово"
'20
сент.
'1911
г.).
Въ
видѣ
общей
мѣрьі
?
къ
земейнымъ
учителямъ
и
учптельницамъ
чины
инспекции
лѣзутъ
ірямо
въ
супружескую
спальню
—
циркулярно прецписываютъ,
запр.
5
не
имѣть болѣе
2-хъ
дѣтей;
виновные
въ
рожденіи
треть-
то
ребенка
немедленно
увольняются
со
службы
(предписаніе,
запр.,
Чердынскаго
явснектора
нар,
уч.
^Кіевская
Мысль",
5
мая
1911
г.).
Чины
инспѳкціи
могутъ
вообще устанавливать
шіе
угодно
законы
для
учителей,
напр.:
„Учительницамъ
воспрещается
снимать
квартиры
ближе
2
хъ
кварталовъ
отъ
квартиръ
учителей
(пзъ
декрета
Павло-
[щрскаго
инспектора
Степанова,
„Одесскія
Новости",
б марта
1911
г.).
Воспрещается
дѣлать
платья
п
прически
по
вкусу
[изъ
этого же
документа).
„Модяыхъ
причесокъ
волосамъ
на
ronjB'b
не
дѣлать"
(изъ
распоряжения
Тарскаго
инсп.
.нар.
уч.
Сибирь",
7
сент.
1911
г.).
П.
К.
III.
Жалобы.
Жалуются
что
имъ
нельзя жить
па
свое
„нищенское"
со-
Держаніѳ
что
они
получая
за
свой
трудъ
и
ничтожные
гроши
ВД
живутъ
?
а
лишь
,,волочатъ
жалкое
существованіе"_
Жалобы
эти
и
въ
печати,
и
въ
разговорахъ
такъ часто
повторяются,
что
наши
падагоги
низшей
школы многимъ
кажутся
дѣйстви-