84
Вѣстншсъ
Рязанскаго
Губернокаго
Земства.
JNs
10-11-1
Правильно
налаженное
дѣло
внѣшкольнаго
образованія
вне-
сетъ въ
деревню,
село
лучъ
свѣха
и
дастъ
возможность
мѣстному
насел
енію
удовлетворить
свои
духовныя
нужды. А
это въ
будущемъ
поведетъ
къ
экономическому благосостояние народа,
его
богатству,
его
духовной
красотѣ.
Теперь
мы
посмотримъ
—
-какъ
должна
сконструироваться
уѣздная
организація,
уѣздные
«Народные
дома».
Прежде
всего
при
уѣздной
земской
управѣ
необходимо
имѣть
отдѣлъ
по
внѣшкольному
образованно-
Если
дѣло
внѣшколь"
наго
образованія
только
организуется
и по
немъ
еще
ничего не
сдѣ.
лано, тогда
этотъ
отдѣлъ
не
выдѣляется
пока
въ
самостоятельный,
и
онъ
функціонируетъ
при
отдѣлѣ
по
народному
образованно;
вы-
деляется
онъ въ
самостоятельный
отдѣлъ
только
тогда,
когда
дѣло
внѣшкольнаго
образованія
разовьется
широко-
Но
будетъ-ли
от-
крыть
отдѣлъ
или
нѣтъ,
а
завѣдывающаго
внѣшкольнымъ
образо-
ваніемъ
необходимо
сейчасъ
же
пригласить
и
дать
ему
въ
помощь
небольшой
штатъ
служащихъ.
Завѣдывающимъ
внѣшкольнымъ
образованіемъ
должно
быть
лицо
съ
ншрокимъ
общимъ
образованіемъ
(если
можно,
съ выс-
шимъ)
и
хорошо
знакомое
съ
практической
и
теоретической
поста-
новкой
внѣіпкольнаго
образованія.
Налаживая
дѣло
внѣшкольнаго
образованія
въ
уѣздѣ,
завѣ-
дывающему придется инструктировать
разные
его
виды:
онъ
дол-
женъ
будетъ
давать
указанія
по
организаціи
библіотекъ-читаленъ,
устройству
народныхъ
чтеній,
кинематографа,
налаживанія
лек-
цій.
Кромѣ
того,
ему
же
придется
давать
указанія
и по
организаціи
театральнаго
дѣла,
устройству
воскресныхъ,
повторительныхъ
и
до-
полнительныхъ
школъ,
курсовъ
для
взрослыхъ
и
т. п.
Трудно,
ко-
нечно,
быть
спеціалнстомъ
по
всѣмъ
этимъ
видамъ
внѣшкольнаго
образованія,
но все же
завѣдывающему
надо
быть
знакомымъ
съ
постановкой
этихъ
отдѣловъ,
ибо
къ
нему
же
всѣ
будутъ обращать-
ся
за
разъясненіями
и
общими
указаніями.
Вотъ поэтому-то луч-
ше
всего,
чтобы
завѣдывающій
былъ
спеціалистомъ
въ
одной
ка-
кой-либо области:
зналъ-бы
хорошо
библіотековѣдѣніе,
или
устрой-
ство
народнаго театра
и
постановку
спектаклей,
а
можетъ
быть,
по
организадіи
народныхъ
чтеній,
лекцій,
бесѣдъ.
Необходимо,
чтобы
у
завѣдывающаго
былъ помощникъ,
кото-
рый
могъ
бы
выполнять
техническую
сторону
внѣшкольнаго
образованія:
принимать
и
разсылать
по
уѣзду
различныя
пособія—
книги,
картины, волшебные
фонари,
принадлежности
театральнаго
дѣла,
учебныя
пособія
для
демонстрированія
на
лекціяхъ,
а
также
и
всѣ
необходимый
пособія
для
школъ:
воскресной,
повторительной,
деполнительной,
курсовъ.
У
этого
лица
работы будетъ
много.