ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИСТОРИИ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА. ВЫП. 1. - 1885. - page 294
—
280
—
при
исполневіи
работъ
существовалъ
какой-нибудь
порядокъ;
полное
отсутствіе
всякой
системы
и
распорядительности
въ
этихъ
работахъ
дѣлаетъ
вызванныя
на
нее
силы
вполнѣ
непроизводительными.
Народъ
собирается,
толпится по
20
человѣкъ
тамъ,
гдѣ
нечего
дѣлать
двумъ,
затѣмъ
проводятъ
время
въ
балагурствѣ
и
часто,
почти
ничего
не
сдѣ-
лавъ,
умилостивятъ сотскаго,
наблюдающаго
за
ихъ
присутствіемъ
на
мѣстѣ,
и
расходятся
по
домамъ.
Иногда
эта
работа
выпадаетъ
на
оди-
ночекъ
и
въ
рабочее
время,
чѣмъ
наносится
значительный
ущербъ
по-
левымъ
работамъ"
С).
Другой
членъ
Губернской
Управы,
Левашовъ,
бывши
очевпдцемъ
этихъ
работъ,
въ
докладѣ
своемъ
о
ревизіи
волостей
Спасскаго
уѣзда,
замѣчаетъ:
„Нужно
было
исправить
дорогу
отъ
Городца
до
Киструса,
т. е.
скопать
рытвины
мѣстахъ
въ
трехъ;
на
такую
работу
за-глаза
было
довольно
20
или
30
человѣкъ,
на
самомъ же
дѣ-
лѣ
на нее вышло
цѣлое
полчище до
300
человѣкъ
мужчинъ,
женщинъ
и
дѣтей,
вооруженное
скрябами,
лопатами
и
топорами,
съ сельскимъ
начальствомъ
на
одрахъ
(двухъ-колесныя телеги)
впереди.
Самая
глав-
ная
работа
заключалась
въ
походѣ
этого
ополченія
отъ
Дегтянаго
до
Городца (верстъ 20)
и
обратно"
(
2
).
Такимъ
образомъ,
натуральная
по-
винность
крестьянъ
въ
отношеніи
исправленія
полотна
дорогъ
или
не
исполняется
совсѣмъ,
или
исполняется
съ
совершенно
непроизводитель-
ною
потерею
весьма
значительной
рабочей
силы.
И
въ
томъ,
и
въ
другомъ
случаѣ,
распоряжения
земства
объ
отнравленіи
этихъ
работъ
обращаются
въ
одну
пустую
формальность.
Поэтому,
было бы
болѣе
цѣлесообразно
совсѣыъ
уничтожить эту
повинность,
принявъ
на
счетъ
земства полотно
въ
тѣхъ
мѣстахъ,
гдѣ
проѣздъ
особенно
затруднителенъ,
или
опасенъ,
и
гдѣ,
слѣдовательно,
нужно:
или
устроить дорожное
соор]
г
же-
ніе
Сгать,
мостовую),
или
произвести
особыя
работы,
непосильныя
крестья-
намъ
(срытіе
горъ,
заравниваніе
овраговъ).
Остальную
же часть
полот-
на оставить на
волю
судьбы;
проѣздъ
по
немъ,
также какъ и
теперь,
будетъ
хотя
и
неудобенъ,
но
возможенъ.
Другаго
средства
пока
нѣтъ,
такъ
какъ
объ
устройствѣ
шоссе
на
всемъ
протяженіп
полотна
дорогъ
земство
въ
состояніи
будетъ
разсуждать
еще
очень
не
скоро.
Въ
этомъ
направленіп
губернскимъ
земствомъ
сдѣлана
уже
попытка,
состоящая
въ
томъ,
чтобы
болыпія
дороги
были
съужены
до
15
арш.
ши-
рины,
причемъ
исправленіе
полотна возложить
на
лпцъ,
которыя прішутъ
на
себя
эту
обязанность
за
предоставленіе
въ ихъ
расноряженіе
остаю-
щихся
свободными
земельныхъ полосъ.
Но
это
ходатайство
земства
еще
не
разрѣшено
Правительствомъ
(
3
).
(
]
)
Ревиз.
вол.
1875
г.
стр. 457.
(
2
)
Ревиз.
вод.
1875
г.
стр.
92.
(
3
)
Журн.
1870
г.
стр. 199—200.
1...,284,285,286,287,288,289,290,291,292,293
295,296,297,298,299,300,301,302,303,304,...308