114
С0Л0ТЧИНСК1Й МОНАСТЫРЬ.
„Пожалуй, государь, вели (или укажи) челобитье мое и явку записать,
чтобъ мнгЬ сирот!; твоему не погибнуть, не похарчиться или т. п.
Смилуйся, пожалуй". На такой челобитной обыкновенно делалась по
мета въ родй следующей: „архимандритъ N съ браттею, слушавъ сей
явочной челобитной, указалъ такому-то (чаще казначею) челобитье и
явку записать и сш челобитную вклеить въ столбъ", или короче: „его
челобитную записать и вклеить въ столбъ". Исковой челобитной соб
ственно начиналось судопроизводство: истецъ въ ней жаловался на
ответчика и проскдъ суда. Форма исковой подписной челобитной та
кая: „такому-то сирота такой-то бьетъ челомъ. Жалоба мне, Госу
дарь, на такого-то. Тогда-то онъ сдйлалъ то-то". Указываются иногда
свидетели („третьи"), которые могутъ подтвердить обвинеше, въ за-
ключенш просьба: „пожалуй, Государь, вели допросить, розыскать и
свой властелинской милостивой указъ учинить. Смилуйся, пожалуй".
Обыкновенно на обратной сторон!; этой челобитной помечался указъ:
допросить, розыскать и т. п., допросъ и розыскъ положить предъ
архимандритомъ и братьею для приговора. Иногда ответчика, противъ
чолобитной истца подавалъ свою „противную", въ которой просила,
„не верить ложному челобитью" истца.
Допросъ
производился или на
монастырекомъ двор!; въ селахъ, или въ монастыре въ казенной
келыЬ, па братскомъ собор!; и единолично к!шъ либо по порученго
собора; бывали случаи, что по одному и тому же д'Ьлу допрашивали
посельскш и нрикащикъ—однихъ, архимандритъ или еще кто—дру
гих!. cs,‘). Допросу подвергались истецъ, ответчика, и, если онъ за
пирался, свидетели, которыхъ могла выставлять та и другая сторона.
Иногда одна сторона отводила свидетелей, выставляемых!, другой, мо
тивируя отводъ или родствомъ свидетеля съ противникомъ, или враж
дой съ нимъ (отводчикомъ) и т. п. О такихъ случаяхъ отвода обыкно
венно говорилось въ грамотахъ такъ: „истецъ слался на N, ответ
чику выслушавъ истцовт
.1
ссылки, на N не сдался"... |:г5). Часто при
допросе прибегали къ присяге, давали сказки „въ Божью правду",
„перекрестя лицо свое", „по святой непорочной заповеди Господней",
или, что тоже, „по заповеди св. Евангелия" 636). Кажется свидетели
приводились къ „общей присяге", „допрашивались общей правдой" ,;з').
По одному делу я встретился съ интереснымъ компромиссомъ истца
ез4) № 375 отд. А.
т ) № 170, 157 отд. А и др.
B2fi)
Ш
147, 158, 170. 50, 171, 271 отд. А.
яг7) См. въ № 369 отд. А.