торые были дороги ему как публицисту. Таковы,
вероятно, 'Субъективные причины, побудившие
Довженко взяться за кинематографическое жизне
описание Мичурина. Однако нас не в меньшей, а,
пожалуй, в большей мере интересует и объек
тивная сторона дела.
Тема «человек и природа» всегда занимала
творческое воображение Довженко. В повести о
Мичурине она по сравнению с предыдущими
произведениями разработана наиболее подробно и
глубоко. Довженко и здесь сохраняет свою мысль
о единстве природы: «земля есмь и отхожу в
землю», — шепчет холодеющими устами умира
ющий слуга, помощник и друг Мичурина Терен
тий. Но, если в «Земле», например, этот мотив
единства материального мира звучал с наиболь-
шей силой, то сейчас в «Жизни в цвету» до
минирует другой мотив: единство природы рас
крывается здесь как борьба человека с природой,
как процесс преобразования ее человеком, кото
рый в труде находит естественно-исторические за
коны, а с ними — и возможность управлять при
родными явлениями.
И дея борьбы человека с природой с публи
цистической страстностью формируется автором
в первых же эпизодах сценария. Мичуринский
сад Довженко именует «полем благородных битв
человека-творца с природой». «Я начал занимать
ся лепкой нового растения, созданием новой по
роды», — говорит Мичурин посетившим его аме
риканцам. — «Я буду делать новые деревья»,—
сказал (в разговоре с жбной — В. С.) Мичурин.
И произнесенные слова вдруг словно подняли
его над землей и раскрыли перед ним потрясаю
ще ясную
івидимость
,
К нему пришло, нако
нец, понимание. «Совершенно новое! Довольно!
8