X
га — недооценки., ставшей, к сожалению, устой
чивой и весьма пагубной кинематографической
традицией.
В чем же состоит отличие авторского мышле
ния от режиссерского? Прежде всего, конечно,
отличен объект творческой работы. Режиссер в
своем творчестве отправляется от образов дей
ствительности, созданных кинодраматургом. Смысл
режиссерского творчества заключается в интер
претации и кинематографической «материализа
ции» авторских образов. Режиссерское мышление,
если так можно выразиться, вторично. Авторское
мышление первично, — автор стоит перед дей
ствительностью непосредственно, и смысл его
творчества заключается в интерпретации самой
действительности, то есть в познании ее и кон
струировании системы художественных образов,
отражающих эту познанную действительность.
Своеобразие творчества Довженко коренится как
раз в том, что оно «первично». Довженко — при
рожденный интерпретатор действительности. Эта
прямо-таки неодолимая потребность «непосред
ственного» толкования жизненных явлений и по
служила причиной того, что Довженко-режис-
еер никогда не желал работать в содружестве ни
с одним автором, кроме Довженко-драматурга.
Более того, сам характер режиссерской работы
Довженко получает правильную оценку лишь в
том случае, если мы постоянно помним и учиты
ваем значение и силу его авторского дарования.
Для Довженко режиссерское изобретательство —
не самоцель, оно лишь средство, применяемое с
тем, чтобы наиболее точно запечатлеть на плен
ке драматургические замыслы. Выбор тех или
иных режиссерских приемов, поиски новых спо
собов художественной выразительности у Дов-
5