Довженко, Александр Петрович. Жизнь в цвету : киноповесть - page 6

собственным сценариям. Тем не менее в отно­
шении его творческой деятельности не возникает
*
ни малейших сомнений — здесь как раз режис-
сура, а не драматургия являет собой ту сти­
хию, которая целиком, без малейшего остатка,
поглощает творческий потенциал художника, его
^
страсть к специфическому режиссерскому изобре­
тательству, к поискам новых решений чисто по­
становочных задач. Несомненно, и Довженко при­
внес в творческий опыт советской кинематографии
немало первостепенных по своему значению режис­
серских открытий и изобретений. Несомненно, ни­
когда не увидели бы мы замечательных довжен-
ковских картин, если бы в них наличествовало
лишь драматургическое творчество Довженко.
Невозможно даже мысленно представить себе,
скажем, «Землю», поставленную не самим авто­
ром сценария, а каким-то другим, хотя бы и в
высшей степени талантливым режиссером. И все
же, когда рассматриваешь один за другим, в их
генетической связи, фильмы, созданные этим ху­
дожником, приходишь к выводу, что Довженко-
драматург с очень давних пор, а может быть, и
всегда, вел за собой Довжеико-режиссера, что
именно авторское мышление со всеми особен­
ностями, отличающими его от мышления режис­
серского, определяло характер и ярко выражен­
ное своеобразие довженковского творчества, что
его так называемый «режиссерский почерк» суть
производная величина от его же авторского даро­
вания. Если этого обычно не замечали зрители, то
удивляться тут нечему — перед нами режиссер
всегда выступает на передний план, загораживая
собой драматурга. Если же об этом мало заду-
*
мывались собратья по профессии, то этот факт
надо отнести за счет недооценки роли драматур-
4
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...188
Powered by FlippingBook