штадт, чтобы присутствовать при богослужении
отца Иоаінна. От наплыва людей в этот город
хорошо богатели хозяева гостиниц.
Иногда матросы назначались начальством для
охраны священника. Выйти ему из боковой двери
Андреевского собора и пройти до кареты, стояв
шей за оградой, было очень трудным делом:
богомольцы, бросаясь под благословение отца
Иоанна, могли сбить его с ног. Вот здесь-то и
требовалась помощь со стороны солдат или матро сов. Они выстраивались в две шеренги, одна про
тив другой, и, ухватив друг друга за руки, обра
зовывали собою коридор. В такой коридор могли
проникнуть только богатые люди, подкупив полно
телую женщину Снигиреву, «батюшкину овцу»,
как она сама себя величала, или проворного бело
курого псаломщика.
Старые матросы по этому поводу смеялись:
— Выходит, что без денег так
жіѳ
нету
тебе
божьей благодати, как и хорошей выпивки и з а
куски в трактире.
От них же мы узнали, что Иоанн Кронштадт
ский очень богатый человек. Ему шлют деньги со
всех концов России, Секретарь его ежедневно
ходит іс большой кожаной сумкой на почту и полу
чает там мелкие и крупные переводы. Правда,
когда отец Иоанн едет в коляске, то разбрасывает
нищим медные и серебряные монеты, но это всё
делается больше для славы. Крупные суммы
остаются при нём. Он имеет собственный дом,
выезд и пароход. Какой ж е это «святой? Вся эта
критика, услышанная нами от старых матросов,
сопровождалась страшной руганью.
Один и з новобранцев нашего взвода, метко
прозванный Стручком, был высок, тонок и сутул.
Судя по его гибким и нежным рукам, он никогда
не занимался физической работой. Во время мо-
18