^Создать образ выдающегося человека в кино
фильме, по моему глубокому верованию,— пишет
А. Довженко,— может не простой лицедей, а ар
тист— гражданин, подлинный художник, обладаю
щий незаурядной индивидуальностью и тонким ду
шевным складом. Поэтому в подборе актера на
роль гениального Мичурина не легко было остано
виться, точно так же, как не просто было Григорию
Белову, на которого пал мой выбор, приступить
к созданию образа.
Такая роль — серьезное испытание. На экране
проходит долгий жизненный путь ученого. Еще мо
лодой в начале фильма, Мичурин перед заключи
тельными кадрами делится со зрителями своими
горестными размышлениями
о морщинах, изре
завших его строгое лицо.
Все сложнейшее содержание фильма СхЧонцентри-
ровано в образе Мичурина. Он присутствует во
всех эпизодах, почти во всех кадрах во всей слож
ности своего характера —целеустремленного иссле
дователя и борца, страстного преобразователя при
роды, человека неустанного труда и безграничной
веры. Все это требовало от актера проникновения
в душу великого ученого, понимания сущности его
мировоззрения и научных принципов, точного пред
ставления об исторической роли основоположника
материалистической биологии».
Г. Белов по-настоящему проник в душу великого
ученого, по-настоящему понял сущность его миро
воззрения и научных принципов. В тоне его разго
вора с людьми, чуждыми ему, чувствуется та тон
кая ирония, которая характеризует Мичурина как
человека, знающего себе цену и относящегося
откровенно неприязненно ко всем не понимающим
его и не принимающим его учения. В первых же
42