Следует наплыв. Мичурин сидит за столом
и
что-
то записывает.
И снова мы слышим:
— 1
Неужели они считают, что все триста тысяч
видов растений создались единственно при посред
стве наследственной передачи свойства производи
телей? Что это? Близорукость или... Странные
люди!
Мичурин напряженно работает, лицо сосредото
ченно, губы плотно сжаты, а зритель «слышит» его
мысли. Ничего подобного в театре, например, быть
не іможет. Современная драматургия законно избе
гает таких, например, приемов, как реплики «в сто
рону» или монологи, произносимые героем «в публи
ку», потому что это звучит слишком условно. Дов
женко же нашел для кинодраматургии очень цен
ный прием, позволяющий в данном случае худож
нику вскрывать душевное состояние героя. Этот
прием А. Довженко применил еще в фильме
«Щорс», но так свободно и широко использовал его
только в «Мичурине».
Значительная часть фильма проходит на фоне
голоса Мичурина, рассказывающего о том, как в
советской стране развернулось мичуринское учение,
как мичуринские питомцы продвинули это учение
за полярный круг, и зрителю уже кажется, что
иначе и невозможно было бы рассказать обо
всем этом в фильме. И действительно, вне этого
поэтического приема вряд ли возможно доведение
до зрителя такого огромного научного материала,
не засушив фильма, не лишив его романтического
пафоса. Этот прием А. Довженко — действие на
фоне голоса героя,—несомненно, оправдал себя и,
что также несомненно, в дальнейшем будет исполь
зован мастерами советского киноискусства.
32