Грачев, В. О. О кинофильме "Мичурин" - page 36

Следует наплыв. Мичурин сидит за столом
и
что-
то записывает.
И снова мы слышим:
— 1
Неужели они считают, что все триста тысяч
видов растений создались единственно при посред­
стве наследственной передачи свойства производи­
телей? Что это? Близорукость или... Странные
люди!
Мичурин напряженно работает, лицо сосредото­
ченно, губы плотно сжаты, а зритель «слышит» его
мысли. Ничего подобного в театре, например, быть
не іможет. Современная драматургия законно избе­
гает таких, например, приемов, как реплики «в сто­
рону» или монологи, произносимые героем «в публи­
ку», потому что это звучит слишком условно. Дов­
женко же нашел для кинодраматургии очень цен­
ный прием, позволяющий в данном случае худож­
нику вскрывать душевное состояние героя. Этот
прием А. Довженко применил еще в фильме
«Щорс», но так свободно и широко использовал его
только в «Мичурине».
Значительная часть фильма проходит на фоне
голоса Мичурина, рассказывающего о том, как в
советской стране развернулось мичуринское учение,
как мичуринские питомцы продвинули это учение
за полярный круг, и зрителю уже кажется, что
иначе и невозможно было бы рассказать обо
всем этом в фильме. И действительно, вне этого
поэтического приема вряд ли возможно доведение
до зрителя такого огромного научного материала,
не засушив фильма, не лишив его романтического
пафоса. Этот прием А. Довженко — действие на
фоне голоса героя,—несомненно, оправдал себя и,
что также несомненно, в дальнейшем будет исполь­
зован мастерами советского киноискусства.
32
1...,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35 37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,...56
Powered by FlippingBook