Большая заслуга А. Довженко, как мы уже отме
чали, состоит в том, что он впервые так смело
включил в произведение киноискусства разверну
тый научный спор, борьбу материализма с идеализ
мом в области биологической науки.
К сути учения своего героя А. Довженко подводит
нас уже в самом начале фильма. После краткого
разговора с американцами, в котором Мичурин
представлен не просто опытным садоводом, а круп
нейшим ученым-селекционером, в споре с попом
Христофором он говорит:
—•» Позвольте вам заметить, что в жизни растений
земной шар играет скорее роль отца, а не матери.
И на недоуменный вопрос Христофора: «А кто же
тогда мать?» Мичурин убежденно отвечает:
—• Внешняя среда природы, вот кто она—настоя
щая мать-воспитательница. Понимать надо! Надо
иметь фантазию!
Профессор Карташов, с которым мы впервые зна
комимся на встрече нового года у академика Паш
кевича, готов признать в Мичурине великого садо-
вода-практика. И только. Найдя для себя достойную
аудиторию в лице «козловской знати», он неприяз
ненно говорит о Мичурине:
— Я не понимаю этого человека, господа. Нет,
не понимаю. Конечно, кое-что есть у него. Безу
словно, целый ряд опытов селекции и отдаленной
гибридизации. Это безусловно заслуживает серьез
нейшего внимания. Это обогащает садоводческую
практику. Но, господа, теоретические претензии
этого господина и та бесцеремонность, с которой
он обращается с величайшими законами природы,—
это не поддается описанию.
И неудивительно, что первым на эту тираду Кар-
33
3 Мичурин