Кадры переноса сада — один из самых впечатля
ющих эпизодов в фильме. Согбенные под тяжестью
спйны, омраченные и утомленные лица незабываемы.
И когда видишь Мичурина после всех этих нечело
веческих трудов и усилий, спокойно констати
рующим очередную неудачу, проникаешься глубо
ким уважением к неутомимому подвижнику науки.
Ведь эти неудачи — одна за другой —преследуют
Мичурина уже десять лет. Вот он показывает Алек
сандре Васильевне замерзший сеянец и бросает его
на землю.
А л е к с а н д р а В а с и л ь е в н а
(упавшим го
лосом).
Снова нет.
.
Ми ч у р и н . Нет.
і
А л е к с а н д р а В а с и л ь е в н а . » Значит, все
эти годы пропали даром?
М и ч у р и н
(с удивлением).
Как
даром? Я ведь
сказал «нет». А это очень много значит, милая моя...
Теперь я знаю, что мне нужно делать... Я буду
делать новые деревья, Саша, совершенно новые!
Природа! Подумаешь, богиня красоты! Не надо
мне милостей! Я человек, Саша, я буду сам созда
вать деревья лучше природы!
Да, Мичурин твердо решает создавать деревья
лучше природы. Накопленный годами богатейший
опыт вполне позволяет начать это дело. Но где же
силы и средства, чтобы жить и работать? И как
можно дальше работать в атмосфере злопыхатель
ства и враждебного к себе отношения со стороны
царских чиновников и представителей реакционной
науки? Дело Мичурина неизбежно должно было
умереть вместе с ним. Остались бы некоторые сор
та выведенных им пород растений. И все. Не впер
вые было тупому царскому самодержавию губить
таланты в своей
стране, хоронить
научные открытия