ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 829

66
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
11
сильный
характѳръ
въ
борьбѣ
за
существованіе
и
вообще
въ
жизни,
говоритъ,
что
въ
нашей
начальной,
средней
и
высшей
школѣ
совершенно
не
обращаютъ
вниманія
на
воспитаніе
харак-
тера
въ
человѣческой
личности;
рутинность,
книжность,
схола-
стичность
нашихъ
школъ
совершенно
заѣдаютъ
молодую,
только
что
развертывающуюся
личность.
Исходя
изъ
этихъ
положеній,
лекторъ говоритъ
о
томъ,
какъ
же
долженъ
руководствоваться
въ
своей
практической
дѣятельности
учитель:
не
нужна
распу-
щенность
въ
классѣ,
но
не
нужно
и
угнетеніе,
суровыя
мѣры;
нужно
нѣчто
среднее между
этими
крайностями,
гуманная
тре-
бовательность
уничтожаетъ
чувство
угнетенія
у
дѣтей,
но
прі
этомъ
учащимъ
необходимо
умѣть
владѣть
собою.
Около
же
лю-
дей,
умѣющихъ
твердо
вдадѣть
собою,
воспитываются
люди
съ
выдержанной
волей,
въ
достаточной
степени
развитымъ харак-
теромъ.
При
этомъ
всякій
учитель
долженъ
помнить,
что
вся-
кое
слабо
мотивированное
требованіе,
предъявленное
къ
дѣтямъ,
только лишь
развращаетъ
ихъ и
создаетъ
распущенность.
Вся-
кое
же
твердое,
разумно
поставленное
требованіе
ведетъ
къ
со-
зданію
цѣльности
характера
въ
дѣтяхъ.
Если
вы
хотите
воспи-
тать
волю,
дайте
обстановку,
воспитывающую
волю,
и
слабую
волю
укрѣпляйте
упражненіями.
Разъ
данное
слово
допжяо
быть
выполнено, и,
такимъ
образомъ,
разъ
за
разомъ
въ
этомъ
на-
правленіи
можетъ
образоваться
соотвѣтствующій
навыкъ.
Лек-
торъ говорилъ,
что
многіе
изъ
учителей
увлекаются
свободнымъ
воспитаніемъ,
но
названіе
свободное
воспитаніе
-совершенно
не-
правильно;
правильнее
идеи
такого
воспитанія
назвать
анархи-
ческимъ
воспитаніемъ,
потому
что
свобода
въ
своей
основѣ
имѣетъ
контроль,
систему. О
сво
@§>,ДіЯомъ
воснитаніи
такъ
кра-
сиво
пишется,
что
многіе
увлекаются^,
но не
могутъ
отнестись
критически
къ
воспринимаемымъ
вдёяйъ
и,
въ
концѣ
концовъ,
примѣняя
эти
принципы
на
практикѣ,
терпятъ
крахъ
и
разоча-
ровываются
во
всей
педагогической
деятельности.
Доля
наивно-
сти
проглядываетъ
въ
идеяхъ
свободнаго
воспитанія.
Идеологи
этого
воспитанія
во
главѣ
съ
Горбуновымъ-Посадовымъ,
Вевт-
целемъ
и
др.,
по
мнѣнію
лектора,
хотятъ
воспитывать
молодое
поколѣніе
для
какого-то
идеальнаго
царства,
но
дѣти
не
ангелы,
и
для
современной
яшзни
такое
воспитаніе
не
годится.
Можетъ
быть,
такое
воспитаніе
возможно
будетъ
въ
соціалистическомъ
обществѣ,
а въ
настоящій
моментъ
жизнь
трѳбуетъ
людей,
вы-
держанныхъ
для
борьбы
за
существованіе,
съ
сильно
разви-
тыми
характеромъ
и
волей.
1...,819,820,821,822,823,824,825,826,827,828 830,831,832,833,834,835,836,837,838,839,...1003
Powered by FlippingBook